Державный календарь

Уроженец земли костромской, соль Земли Русской В.В.Розанов

02 май

0

Сергей Юрьевич Виноградов

Василий Васильевич Розанов (*20 апреля /3 мая 1856, Ветлуга, Костромская губерния † 5 февраля 1919, Сергиев Посад) - русский философ, великий писатель, мыслитель, публицист, литературный критик, убеждённый монархист.

    Обыкновенным, любящим, негероическим и скромным был Розанов, утверждавший, что ученость — хорошо, святость — прекрасна, подвиг жизни и аскетизм — превосходно, но выше всего — скромность. А жизненным девизом Розанова были слова: «Нужно, чтобы о ком-нибудь болело сердце, как это ни странно, а без этого пуста жизнь»
    Василий Васильевич Розанов родился в г.Ветлуга Костромской губ. Закончил историко-филологический факультет Московского университета в 1882. Преподавал историю и географию в гимназиях Брянска, Ельца и Белого. Учениками Розанова в Ельце были С. Булгаков и М. Пришвин. В 1893 переезжает в С.-Петербург, где поначалу работает в Управлении Государственного контроля. В это же время начинает печататься в журналах «Русский вестник», «Русское обозрение», «Вопросы психологии и философии», а с 1899 становится одним из сотрудников в русской патриотической газете «Новое время». Был участником и одним из руководителей петербургского Религиозно-философского общества, откуда был исключен по указанию масонской организации, ложа которой была создана в этом обществе Мережковскими.
     Творческая деятельность Розанова началась в 1886, когда вышла в свет первая его книга «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания». Книга успеха не имела, и Розанов от философии обратился к критике и публицистике. Вторая книга Розанова, принесшая ему известность, — «Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. Опыт критического комментария. С прил. двух этюдов о Гоголе» — вышла в С.-Петербурге в 1894. В книге отразилась любовь Розанова к великому писателю и мыслителю, автору «Братьев Карамазовых», учеником которого Розанов продолжал считать себя в течение всей своей жизни.

     Ранние статьи Розанова составляют содержание последующих 5 книг: «Литературные очерки» (СПб., 1899); «Религия и культура» (сб. ст., СПб., 1899); «Сумерки просвещения» (сб. ст. по вопросам образования, СПб., 1899); «Природа и история» (сб. ст., СПб., 1900); «В мире неясного и нерешенного» (сб. ст., СПб., 1901). Семейному вопросу посвящена книга «Семейный вопрос в России» (т. 1—2, СПб., 1903). Главная тема последующих книг — христианство и вопросы церковной жизни: «Около церковных стен» (т. 1—2, СПб., 1906); «Русская церковь. Дух. Судьба. Ничтожество и очарование. Главный вопрос» (СПб., 1909); «Когда начальство ушло… 1905—06» (СПб., 1910); «Темный лик. Метафизика христианства». СПб. 1911; «Люди лунного света. Метафизика христианства» (СПб., 1911); «Л. Н. Толстой и русская церковь» (СПб., 1912).

В 1912 выходит книга Розанова «Уединенное», о которой Н. Бердяев сказал, что она «навсегда останется в русской литературе». Вслед за этим выходит книга «Опавшие листья. Короб 1» (СПб., 1913) и «Опавшие листья. Короб 2» (Пг., 1915), представлявшие наряду с «Мимолетным» (опубликовано впервые в 1994) вершину русской эссеистической прозы.
  Одна из последних книг Розанова, вышедшая незадолго до его смерти, — «Апокалипсис нашего времени» (№ 1—10, Сергиев Посад, 1917—18).

     Все написанные Розановым книги и статьи проникнуты одной мыслью — мыслью о судьбе России. «Дана нам красота невиданная. И богатство неслыханное, — признавался писатель и тут же добавлял: «Но глупые дети все растратили. Это русские». С другой стороны, как бы отвечая тем, кто упрекал Россию в нецивилизованности, Розанов категорически утверждал, что Русский Народ более чем цивилизован, он — культурен, ибо за его плечами более чем 1000-летняя духовная культура: «Русский Народ и при безграмотности или малой грамотности есть уже культура, ибо культура — не в книжках, а в башке. Культура — в совести, душе, правде, Боге».

«Болит душа за Россию» — эти слова могли бы стать эпиграфом к творчеству Розанова, ко всем его размышлениям о судьбе Отечества на рубеже XIX—XX вв., когда оно было поражено ядом разрушительного нигилизма, революционного демократизма и  либерализма.
Розанов был монархистом и без «царей» России не мыслил..

    «Помолимся о Царе нашем несчастном, который в заключении встречает Пасху, И о наследнике Алексее Николаевиче, и о дочерях… ЦАРЬ ЕСТЬ ЛЕГЕНДА И МОЛИТВА…»
«Сижу и плачу, сижу и плачу как о совершенно ненужном и о всем мною написанном... Никогда я не думал, что Государь так нужен для меня: но вот его нет — и для меня как нет России. Совершенно нет, и для меня в мечте не нужно всей моей литературной деятельности. Просто я не хочу, чтобы она была. Я не хочу ее для республики, а для царя, царицы, царевича, царевен. Без царя я не могу жить. ...без царя не выживет Россия, задохнется. И даже — не нужно, чтобы она была без царя».

«…В Царе есть кусочек Провидения. Этого кусочка бойся. Вот почему Царю надлежит повиноваться. Допуская к повиновению себя — он и нас, обыкновенных, приобщает к мировой роли. Царствование Царя трагично. И — всякого Царя. Это сплошь — великое и ответственное. Ничего нет труднее "должности Царя". Это — пост, на котором невозможно не трепетать. <…> Народ всё простит царю, но не простит одной обыкновенности, вульгарности, повседневности... <…> Я думаю, что царь непременно вернётся, что без царя не выживет Россия, задохнётся. И даже — не нужно, чтобы она была без царя...»

Духовником В.В.Розанова был П.А.Флоренский, также имеющий костромские корни

Родословная философа В. В. Розанова

Скачать файл

(jpg, 233 Kb)

Собрание сочинений В.В.Розанова

Скачать файл

(jpg, 89 Kb)