Обыкновенным, любящим, негероическим и скромным был Розанов,
утверждавший, что ученость — хорошо, святость — прекрасна, подвиг жизни и
аскетизм — превосходно, но выше всего — скромность. А жизненным девизом
Розанова были слова: «Нужно, чтобы о ком-нибудь болело сердце, как это
ни странно, а без этого пуста жизнь»
Василий Васильевич Розанов
родился в г.Ветлуга Костромской губ. Закончил историко-филологический
факультет Московского университета в 1882. Преподавал историю и
географию в гимназиях Брянска, Ельца и Белого. Учениками Розанова в
Ельце были С. Булгаков и М. Пришвин. В 1893 переезжает в С.-Петербург,
где поначалу работает в Управлении Государственного контроля. В это же
время начинает печататься в журналах «Русский вестник», «Русское
обозрение», «Вопросы психологии и философии», а с 1899 становится одним
из сотрудников в русской патриотической газете «Новое время». Был
участником и одним из руководителей петербургского
Религиозно-философского общества, откуда был исключен по указанию
масонской организации, ложа которой была создана в этом обществе
Мережковскими.
Творческая деятельность Розанова началась в 1886,
когда вышла в свет первая его книга «О понимании. Опыт исследования
природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания». Книга
успеха не имела, и Розанов от философии обратился к критике и
публицистике. Вторая книга Розанова, принесшая ему известность, —
«Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. Опыт критического
комментария. С прил. двух этюдов о Гоголе» — вышла в С.-Петербурге в
1894. В книге отразилась любовь Розанова к великому писателю и
мыслителю, автору «Братьев Карамазовых», учеником которого Розанов
продолжал считать себя в течение всей своей жизни.
Ранние статьи
Розанова составляют содержание последующих 5 книг: «Литературные
очерки» (СПб., 1899); «Религия и культура» (сб. ст., СПб., 1899);
«Сумерки просвещения» (сб. ст. по вопросам образования, СПб., 1899);
«Природа и история» (сб. ст., СПб., 1900); «В мире неясного и
нерешенного» (сб. ст., СПб., 1901). Семейному вопросу посвящена книга
«Семейный вопрос в России» (т. 1—2, СПб., 1903). Главная тема
последующих книг — христианство и вопросы церковной жизни: «Около
церковных стен» (т. 1—2, СПб., 1906); «Русская церковь. Дух. Судьба.
Ничтожество и очарование. Главный вопрос» (СПб., 1909); «Когда
начальство ушло… 1905—06» (СПб., 1910); «Темный лик. Метафизика
христианства». СПб. 1911; «Люди лунного света. Метафизика христианства»
(СПб., 1911); «Л. Н. Толстой и русская церковь» (СПб., 1912).
В
1912 выходит книга Розанова «Уединенное», о которой Н. Бердяев сказал,
что она «навсегда останется в русской литературе». Вслед за этим выходит
книга «Опавшие листья. Короб 1» (СПб., 1913) и «Опавшие листья. Короб
2» (Пг., 1915), представлявшие наряду с «Мимолетным» (опубликовано
впервые в 1994) вершину русской эссеистической прозы.
Одна из
последних книг Розанова, вышедшая незадолго до его смерти, —
«Апокалипсис нашего времени» (№ 1—10, Сергиев Посад, 1917—18).
Все
написанные Розановым книги и статьи проникнуты одной мыслью — мыслью о
судьбе России. «Дана нам красота невиданная. И богатство неслыханное, —
признавался писатель и тут же добавлял: «Но глупые дети все растратили.
Это русские». С другой стороны, как бы отвечая тем, кто упрекал Россию в
нецивилизованности, Розанов категорически утверждал, что Русский Народ
более чем цивилизован, он — культурен, ибо за его плечами более чем
1000-летняя духовная культура: «Русский Народ и при безграмотности или
малой грамотности есть уже культура, ибо культура — не в книжках, а в
башке. Культура — в совести, душе, правде, Боге».
«Болит душа за
Россию» — эти слова могли бы стать эпиграфом к творчеству Розанова, ко
всем его размышлениям о судьбе Отечества на рубеже XIX—XX вв., когда оно
было поражено ядом разрушительного нигилизма, революционного
демократизма и либерализма.
Розанов был монархистом и без «царей» России не мыслил..
«Помолимся
о Царе нашем несчастном, который в заключении встречает Пасху, И о
наследнике Алексее Николаевиче, и о дочерях… ЦАРЬ ЕСТЬ ЛЕГЕНДА И
МОЛИТВА…»
«Сижу и плачу, сижу и плачу как о совершенно ненужном и о
всем мною написанном... Никогда я не думал, что Государь так нужен для
меня: но вот его нет — и для меня как нет России. Совершенно нет, и для
меня в мечте не нужно всей моей литературной деятельности. Просто я не
хочу, чтобы она была. Я не хочу ее для республики, а для царя, царицы,
царевича, царевен. Без царя я не могу жить. ...без царя не выживет
Россия, задохнется. И даже — не нужно, чтобы она была без царя».
«…В
Царе есть кусочек Провидения. Этого кусочка бойся. Вот почему Царю
надлежит повиноваться. Допуская к повиновению себя — он и нас,
обыкновенных, приобщает к мировой роли. Царствование Царя трагично. И —
всякого Царя. Это сплошь — великое и ответственное. Ничего нет труднее
"должности Царя". Это — пост, на котором невозможно не трепетать.
<…> Народ всё простит царю, но не простит одной обыкновенности,
вульгарности, повседневности... <…> Я думаю, что царь непременно
вернётся, что без царя не выживет Россия, задохнётся. И даже — не нужно,
чтобы она была без царя...»
Духовником В.В.Розанова был П.А.Флоренский, также имеющий костромские корни
Православное воспитание в тревожном и опасном мире
13747
0
Комментарии