Державный календарь

28 марта / 10 апреля 1797г. Въезд в Москву Императора Павла I для вступления на царство.

10 апр

0

Сергей Юрьевич Виноградов

«В Вербную субботу был торжественный въезд государя в Москву… Шествие из Петровского замка в Кремль продолжалось с часа до пяти пополудни».

   Первым из российских монархов он совершил процессию входа верхом. Император Павел I ехал по улице со шляпой в руке, маша зрителям. В церемонии въезда участвовали все чиновники - и военные, и статские, и придворные одетые в оригинальные мундиры, ехали по два в ряд. Государь сам ехал один, несколько позади него следовали верхом два Великих Князя - Наследник и Цесаревич Александр Павлович (1777-1825) и Константин Павлович (1779-1831). Императрица Мария Федоровна ехала в карете.
   В Кремле Император остановился лишь затем, чтобы приложиться к святым мощам и иконам, и, потом сев на лошадь, снова продолжал путь до Слободского дворца в прежнем порядке. Во дворец прибыли уже, когда начало смеркаться, Здесь перед государем прошли церемониальным маршем все войска, бывшие в строю.
   Вступление на престол и коронация Павла I должны были означать возвращение к традиционной, византийско-самодержавной модели власти. Во взглядах на государство и роль монарха он развивает идеи Московских книжников XV-XVI вв. (с которыми он познакомился во время первоначального обучения) прежде всего, старца Елизарова монастыря Филофея, который обосновал в своих посланиях предначертанное Промыслом перемещение центра христианства из Рима в Византию и из Византии в Москву, где он окончательно утвердился. Этому новому очагу христианского мира предстоит провиденциальная миссия. Историческая роль Москвы как центра различных христианских царств предопределена. Задача Царя - избранника Божия - хранить и защищать православные традиции.

    Теория Филофея не была лишена некоторой широты: с православной точки зрения ее можно было прилагать и к международным и внутренним отношениям; но она не содержала развитого учения о принципах управления и подданства, получивших дальнейшее обоснование в более специальных доктринах.

     В числе таковых можно назвать учение Иосифа Волоцкого, основанное на строго православных началах и отражавшее несколько византийских идей. Это учение признавало царя Божиим избранником и верховным блюстителем православия. Он уподобляет власть царя Божией власти и обосновывает повиновение ему подданных той покорностью, какую люди оказывают Богу или с какой они подчиняются монастырским уставам. Как убедительно доказал И. Шевченко, эти идеи напрямую были связаны с византийскими политическими учениями о государстве. Однако, восстанавливая Византийскую империю в Московском государстве, русские ориентировались не на реально существующую традицию, а на свое представление о государстве: идеология играла при этом куда более важную роль, чем реальные факты.

   Павел I воспользовался этими идеями для обоснования своей власти. Вслед за русскими царями и их византийскими предшественниками он хотел "все знать, все видеть, везде награждать добродетель и наказывать порок".

       Прежде всего, это стремление выразилось в его желании подчеркнуть легитимность своей власти, ее преемственность с существующей императорской династией.

    Павел Петрович позаботился о придании своей власти ореола законности. Уже краткий манифест Государя императора Павла I при вступлении на престол 6 ноября 1796 г. ссылался на "Наш прародительский, наследственный, императорский, всероссийский Трон". Принцип наследственности получил перевес над принципом общественной выгоды, который был упомянут лишь в последней строке - прошении к Богу о помощи в достижении "процветания Империи и благосостояния Наших верноподданных".

А также читаем: "ВЕЛИКИЙ ПОСТ В СУДЬБЕ ИМПЕРАТОРА ПАВЛА I ПЕТРОВИЧА"
http://archive-khvalin.ru/velikij-post-v-sudbe-imperatora-pavla-i-petrovicha/