Державный календарь

6 марта/19 марта 1906 г. День моряка-подводника России

19 мар

1

редактор

6 марта/19 марта 1906 г. Указ Императора Николая II. День моряка-подводника России

Указ об объявлении подводных лодок "самостоятельным классом боевых кораблей". Появление подводного флота России. Этим же указом в состав Российского флота вошли первые десять подводных лодок.
В российском флоте созданием подводного судна для нападения на корабли противника впервые занялся уроженец подмосковного села Покровское Ефим Никонов. В 1718 г. он подал на имя царя Петра I челобитную с предложением построить «потаённое судно», которое «в море в тихое время будет из снаряду разбивать корабли». В 1721 г. судно было испытано в присутствии царя Петра I, после чего автору предложили начать постройку «потаённого судна большого корпуса». Но со смертью Императора Петра I работа над русской подводной лодкой прекратилась.
     В 1834 г. на Александровском литейном заводе в Петербурге по проекту военного инженера Шильдера была построена подводная лодка, впервые оснащённая оптическими и вентиляционными трубами. В 1866 г. по проекту И.Ф. Александровского была построена лодка с механическим двигателем, работающем на сжатом воздухе. В 1880 г.  С.К. Джевецкий разработал конструкцию первой подводной лодки с электрическим двигателем.
    В 1901 г. ученый-кораблестроитель И.Г. Бубнов, в соавторстве с капитаном 1-го ранга М.Н. Беклемишевым и инженер-механиком И.С. Горюновым, разработал проект первой русской боевой подводной лодки «Дельфин», построенной в 1904 г. на Балтийском заводе в Петербурге.
   Боевые лодки впервые в мировой истории были применены в ходе Русско-японской войны. К концу 1904 г. только во Владивостоке находилось 7 подводных лодок различных конструкций, регулярно выходивших на боевое дежурство и разведку в воды Тихого океана. 1 января 1905 г. из них был сформирован «отдельный отряд миноносцев» под началом командира лодки «Касатка» лейтенанта А.В. Плотто.
     6 марта 1906 г. в официальную классификацию кораблей императорского российского флота был включен новый класс кораблей — подводные лодки, ранее относившиеся к миноносцам. 26 января 1909г. Государь Император утвердил нагрудный Знак для успешно окончивших Офицерский класс подводного плавания. В 1912г. Балтийский судостроительный завод заложил первую дизельную подводную лодку типа «Барс». В 1915-1916гг. семь лодок этого типа вступили в состав Балтийского флота.
    Мой двоюродный прапрадед Потомственный дворянин по СПб губернии Виктор Андреевич Виноградов был среди первых 68 офицеров, сдавших специальный экзамен, которым в 1906 г. было присвоено звание «офицер подводного плавания». Помощник командира подводной лодки «Лосось» (1906), помощник командира подводной лодки «Крокодил» (1907-1908), временно командуя в 1907 г., помощник командира подводной лодки «Кайман» , временно исполняющий обязанности командира (1908), помощник командира подводных лодок «Дракон» (1908) и «Акула» (1908-1910), исполняющий обязанности командира на последней в 1909 г., командир подводной лодки «Плотва».
   В 1916-1917 гг. капитан 2-го ранга В.А. Виноградов уже начальник морской контрразведки Морского Генерального Штаба Российского Императорского Флота, погиб в 1918г.
   Костромские подводники также с честью и гордостью служат на подводных лодках ВМФ России. Например Б-276 «Кострома» (до июня 1992 года К-276, в 1992-1993 годах носила имя «Краб») — российская атомная многоцелевая подводная лодка проекта 945 «Барракуда».
11 февраля 1992 года проходя боевую подготовку в Баренцевом море столкнулась с АПЛ ВМС США SSN-689 «Baton Rouge». Наша Б-276 повредила ограждение рубки и обтекатель ГАК. Ремонт был завершён к июню.
Американская SSN-689 «Baton Rouge» через два года была сдана на утилизацию, прекратив своё существование в 1997 году.
На рубке Б-276 экипаж  нарисовал цифру «1», окаймлённую звездой, как это делали наши подводники во время Великой Отечественной войны, отмечая количество своих побед.

 

Комментарии

Добавить комментарий

Сергей Юрьевич Виноградов 19 мар 2018 11:29

0

ПЛ "Акула" участвовала в 1-й мировой войне. Совершила 16 боевых выходов. 14-15 октября 1914 года совместно с подводными лодками "Е-1" и "Е-9" прикрывала постановку минного заграждения крейсерами "Рюрик", "Адмирал Макаров" и минным заградителем "Енисей" к западу от острова Борнхольм. "Акула" была первой отечественной подводной лодкой, применившей метод поиска противника в море, до этого подводные лодки ожидали противника на определенных позициях. В ноябре 1915 года на подводной лодке "Акула" на палубе надстройки позади рубки были установлены палубные крепления для 4 мин заграждения. 27 ноября того же года "Акула" под командованием капитана 2 ранга Н.А. Гудима вышла в 17-й поход к Мемелю, предполагая поставить там мины. Из похода лодка не вернулась. Причины и место гибели лодки долго остались неизвестными... ...и вот в июне 2014г. на дне Балтийского моря найдены останки субмарины Российского императорского флота "Акула", погибшей в 1915г., на которой до 1910г. служил и которой командовал мой двоюродный прапрадед В.А.Виноградов. http://www.youtube.com/watch?v=pwphA_PPnCE

Ответить