Центр теории и практики певческой дисциплины

Подарок на праздник Богоявления

06 фев

0

редактор

Дивный подарок получили мы в день Богоявления 06/19 января 2018 г.,

 Дивный подарок получили мы в день Богоявления 06/19 января 2018 г., (мы - это те, кому на Крещенскую Литургию не досталось богослужебной практики, т.к. всех "стажеров" нашего Центра теории и практики певческой дисциплины распределили по разным храмам, а нашу службу отменили в связи с отсутствием батюшки) – и вот нас Господь не оставил без забвения: батюшка о. Виталий (Шастин) - руководитель отдела религиозного образования и катехизации Костромского епархиального управления, при котором существует наша Церковно-певческая Школа, призвал нас через нашего руководителя Марию Ивановну Бедрицкую на службу в храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Шахово Судиславского района, которую он окормляет более 10 лет. Для нас это было особое событие, так как петь мы должны были самостоятельно, без регента, что для людей с небольшим опытом богослужения весьма непросто.

И вот 19 января аж трое "стажеров" в легковой машине с о.Дионисием (Татарунисом), которого также призвал туда в этот день о. Виталий, мчимся на праздничную Литургию в с. Шахово. Долго ли, коротко ли, а всего час добирались по зимней дороге. Спрашиваем отца  Дионисия в пути: "А есть ли там кому прочитать "часы?» Отвечает: "Есть, целых три чтеца!". Затем: "Вот вы сами будете и читать, и петь, и за уставом следить". Как мы обрадовались!

Исполнилось слово нашего преподавателя Марии Ивановны о том, что надо учиться не только пению, но надо и читать и уставщичествовать, не зря нам на троих в дорогу Мария Ивановна "на всякий случай" поднагрузила дополнительных к пению функций: "Ты отвечаешь за пение, ты - за чтение и устав, а ты - за "звоночек". Трудно дается наука клиросная! Рождественско-крещенские службы изучали и готовились к ним 3,5 месяца! И тут такой подарок – полностью самостоятельная служба с применением всех знаний, умений и навыков, да еще с Великим Водосвятием!

«Глас Господень на водах вопиет глаголя….» - эту стихиру на Великое Водосвятие мы помним близко к наизусть и готовы петь ее в любых вариантах действа:  в храме или во дворе, или даже во время крестного хода на реку, ведь мы изучали для этого разные возможные варианты, - у Марии Ивановны огромный опыт проведения служб и талант преподавания опыта. Вот Господь нам экзамен устроил! Одновременно и подарок! Как на одном дыхании пролетела Литургия и Великое Водосвятие! Все смогли! Спели и гласовые песнопения, и по нотам, прочитали Часы, "Апостола", Паремии, справились даже с прокимнами - да! Мы как на санках Божественной Любви!

И с какими замечательными людьми познакомились! Люди там - крепкие духом. Батюшка о. Дионисий говорит, что такими должны быть все православные люди. Приняли нас как родных, после службы накормили и напоили, обогрели любовью и радостью. Староста храма Людмила Васильевна Лисина картошки в печи натушила целую кастрюлю, а как хороши были ее грибочки маринованные и другие разносолы! Затем нам  еще  и храм верхний показали! Чудо!

Долго открывали огромные железные двери... И со скрипом они для нас отворились, огромный красивый старый храм (памятник архитектуры раннего классицизма) впустил нас в сокровенное от посторонних глаз, где из окон под высокими сводами церкви, сохранившей остатки росписи, открылся столь близкий русскому сердцу пейзаж – деревянные избы, заснеженные поля, кромка леса... Мы спели тропари Крещению и Богородице!

Радость и боль о месте сем живом. Нужна ему помощь и забота. И захотелось вернуться сюда еще…..

Таких храмов по Костромской губернии немало: разрушенные, разоренные, расстрелянные - встают ныне из руин, из пепла, из забвения. Когда-то здесь службы шли регулярно, а сейчас - лишь по большим праздникам. И вот что мы узнали о храме в селе Шахово.

Оказывается, Шахово - ныне небольшое село, расположенное в 15 км к северо-западу от пос. Судиславль, известно с 16 в., упоминалось в 1-й трети 17 в. как вотчина костромского Богоявленского монастыря.

Подполковник Александр Алексеевич Скрипицын около 1807 г. выстроил в Шахове на месте пришедшего в ветхость деревянного храма двухэтажную каменную Покровскую церковь с колокольней. Во 2-й половине 19 в. ее территория была окружена кованой оградой в кирпичных столбах.. В конце 19 в. расположенный во втором этаже церковного здания летний Покровский храм был расписан, зимняя церковь на первом этаже с приделами Николая Чудотворца и Дмитрия Ростовского оставлена без росписи.

В 1918 г. усадьба была национализирована. Зажиточные крестьянские семьи были сосланы в Сибирь, и в селе почти не осталось коренных жителей, и все же шаховцы отстаивали свою церковь, она была закрыта только в 1960-х гг. Постепенно разрушалось церковное здание, ветшали и утрачивались постройки усадьбы, выпадали и вырубались деревья прекрасного парка. Храм и усадьбу не спасло от разрушения и присвоение им в 1993 г. статуса памятников истории и культуры регионального значения.

И вот в наши годы при храме создана церковная община, которой руководит Людмила Васильевна Лисина - настоящая русская женщина, не боящаяся трудностей и, несмотря на свой возраст, вкладывающая много сил в восстановление обветшавшего церковного здания. Хотя в селе живет всего 150 человек и богослужения проходят только по большим праздникам, Покровский храм начал возрождаться. Многое уже сделано - отремонтирован зимний храм, в котором ведется богослужение, храм отапливается, устроен иконостас. Церковь получила новую кровлю, восстановлена одна из пяти ее глав, окна летнего храма получили новые заполнения, в нем начато устройство полов. Но как много еще предстоит сделать – ремонт крыши не завершен до конца и в помещения верхнего этажа попадает влага, большого ремонта требуют фасады здания, необходимо восстановить ограду и еще многое, многое другое…

Закончилась наша дивная поездка. А в сердцах звучит тропарь праздника!

Авторы статьи: Кондратьева И., Дубова М.