Мария Авдеева

Все мы – в одном саду.

29 май

0

Мария Авдеева

Архимандрит Андрей (Конанос)

Православие – не та вера, которая может быть навязана другому человеку и вдобавок автоматически сделать его безгрешным. Мы не верим слепо в то, что нам говорят уважаемые люди – пусть даже святые; не считаем их мнение непреложной истиной, тем более что таких людей может быть и двое, и трое, и даже больше. 

Ведь православие – это прекрасный сад с множеством самых разных цветов и деревьев. И когда нам хочется услышать аромат какого-то цветка, мы идем к нему и наслаждаемся. 
А если хочется просто отдохнуть, садимся в тень дерева, в то время как другой человек отдыхает под другим деревом. Все мы – в одном саду, все – православные христиане, но это не значит, что всем нам нужно сидеть под одним и тем же деревом и слушать кого-то одного, вести себя и думать одинаково. Почему? Потому что в саду много деревьев и цветов. 

Наша вера распространилась по всему миру через пролитую кровь. Но важный момент: эта кровь была нашей, христианской кровью, а не чьей-то еще. А как, к примеру, насаждался ислам, который сейчас также весьма распространен? Проливалась кровь «неверных». Или католическая вера – часто под принуждением, с крестовыми походами и насилием. 

Православие учит нас исправлять себя 

Православная Церковь – единственная, где насилие применяется к самому себе, а не к другим. Православие учит нас исправлять себя, свою падшую природу, а по отношению к другим быть снисходительными и терпимыми, смиренными и гибкими – насколько это возможно. Никто никого не заставляет. Православие утверждалось кровью мучеников, не кровью иноверцев. Вот почему в нашей Церкви нет индивидуальной непогрешимости. Есть непогрешимость Церкви – Тела Христова, но не какого-то одного человека. 

А мы, православные, часто спорим именно по таким вопросам, которые в сущности не имеют отношения к Церкви. Например, мать Гавриила (почитаемая в Греции старица. – Прим. перевод.) пишет, что когда диакон за архиерейской службой произносит «дúнамис» («сила» – греч.) перед последним пением «Святый Боже», то в этот момент может исполниться все, о чем мы молимся – настолько сильна будет молитва. 

Ну и хорошо, почему бы не помолиться от всего сердца в такой момент? Однако это – частное мнение, с которым совсем не обязательно соглашаться. Вовсе не обязательно так делать. 

А еще часто православные начинают спорить, можно ли в праздники становиться на колени на Литургии или нельзя. Ага, этот вот не становится – молодец, наш человек, будем поэтому его любить. А этот встал – значит, он не наш, раз ничего не понимает… 
Я как-то даже спросил об этом у одного мальчика. Просто авва Дорофей советовал в таких случаях – когда не знаешь, как правильно поступить, – спросить у ребенка, а тому, возможно, подскажет Сам Господь. Так вот, я спросил у этого мальчика: «Как думаешь, нужно становиться на колени или нет? Как правильно?» А мальчик ответил: «Отче, но ведь на Литургии Христос – посреди нас! Он приходит к нам и касается нашего сердца, и неважно, стоим мы при этом на коленях или нет. Христос все равно с нами». 

Православие – это смиренный выбор без давления на других 

Чувствуем ли мы это? Смягчается ли наше сердце от того, что Господь – с нами? А становиться на колени или нет – это каждый определяет сам, посоветовавшись с духовным отцом или согласно традиции на приходе. 

Но и посоветовавшись, вовсе не обязательно думать, что мнение духовника в таких случаях – это абсолютная истина. Если мнение духовника или общины постоянно возводить в абсолют, можно так же легко отдалиться от православия. Быть православным означает соблюдать определенные духовные законы, которые соблюдаются духовником и общиной; но при этом не считать, что все остальные обязаны поступать так же. Потому что эти законы не являются догматами. Это от догматов нельзя отступать. Это догматы нельзя менять. А в том, как мы живем по этим догматам, возможны варианты и изменения. 

Например, на Афоне в некоторых монастырях не становятся на колени в праздники, а в некоторых – становятся. Что же, получается, одни афонские монахи – православные, а другие – нет? Такой вопрос и в голову никому не приходит. Значит, это второстепенно. Или – есть растительное масло в пост или нет? А рыбу на Вербное воскресенье? Есть такие, кто даже в этом вопросе сомневается. 

Ничего плохого нет в соблюдении строгого поста, наоборот. Но ты не являешься по-настоящему православным, если соблюдаешь пост и при этом считаешь себя самым лучшим и правильным на свете. Нет, это не православие. Православие – это смиренный выбор без давления на других. Православный человек не слепо подражает кому-то в подвиге, а стремится уловить дух святых людей с их опытом духовной брани и духовного восприятия.