Варнава Ветлужский

04 июл

0

редактор

В первые годы своего служения Церкви преподобный Варнава был приходским священником в Великом Устюге, а после кончины супруги принял монашество, которое церковная традиция именует «ангельским чином». Отре¬шаясь от земного, монах посвящает себя служению Богу и исполнению Его святой воли, указывающей путь «ко спасению всякому верующему» (Рим. 1, 16) — и самому подвижнику, и тем, кто Промыслом Божиим направляется к его духовному попечению.

Пути монашеского служения миру многоразличны — от келейной молитвы инока до святительских трудов архипастыря, но неизменным основанием монашества является стяжание чистоты ума и сердца, пребывание в молитве и воздержании, совершенствование мысли в богооткровенном учении Слова Божия и постижении мудрости творений святых Отцов. Не случайно поэтому путь многих великих светильников Церкви Христовой начинался с удаления от мира, с пребывания в отшельническом уединении. Как говорит основатель православного монашества преподобный Антоний Великий, «всякий, желающий быть истинно духовным подвижником, должен стараться держать себя вдали от шумного многолюдства и не приближаться к нему, чтобы быть и телом, и серд­цем, и умом вне смятения и круговращения людского».

Следуя святоотеческим наставлениям, преподобный Варнава по своем пострижении удалился «от суетной жизни» (1 Пет. 1,18) и поселился в безлюдном месте на Красной горе близ реки Ветлуги. Здесь, как повествует житие святого угодника, он «работал Богу в псалмопении и молитвах, питаясь былием и вершием дубовым». Благочестивые труды смиренного подвижника отражались на бытии окружавшего его природного мира: по слову автора жизнеописания преподобного, к нему — как и к великим святым земли Русской преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому — приходили «дивии звери, медведи многи, живущие близ келий его... он же хождаше между ними... зря на них и утещащеся, благодаря великого Бога, тии звери кротки ему быша».

Двадцать восемь лет преподобный Варнава провёл в подвиге отшельничества на Красной горе. Несмотря на то, что в ближайших окрестностях этого мест не было людского жилья, о благодатном пустыннике стало известно обитателям древнего Ветлужского края, к угоднику Божию стали обращаться те, кто искал духовного совета, вразумления и утешения. Сохранились свидетельства о пророчествах святого старца, предрекавшего, что по его преставлении ко Господу на Красной горе возникнет иноческая обитель, и «умножит Бог житие человеков».

Земной путь преподобного Варнавы завершился в 1445 году; святой сподобился от Господа мирной кончины в глубокой старости, по слову Псалмопевца: «Честна пред Господом смерть преподобных Его» (Пс. 115,6). Во исполнение пророчества на место подвигов и погребения Ветлужского пустынника стали приходить монахи и земледельцы; Красную гору украсили храмы во имя Живоначалъной Троицы и в честь святителя Николая. Так было положено начало святой обители, получившей именование Варнавиной пустыни; у гроба преподобного в Свято-Никольском храме начали совершаться многочисленные чудотворения и исцеления. Впоследствии поселение, образовавшееся у стен обители, стало уездным городом Варнавиным — названным так в память о святом угоднике Божием, молитвами которого пред престолом Господа Вседержителя совершилось преображение этого некогда безлюдного края.

Ныне, в год знаменательного юбилея, мы обращаемся к памяти преподобного Варнавы Ветлужского во исполнение слов благовестника веры Христовой святого апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13,7). В благословенные времена исторического бытия нашего Отечества, справедливо именовавшегося тогда Святой Русью, Домом Пресвя­той Богородицы, благоговейное памятование о подвигах угодников Божиих было основой духовной жизни наших предков; не случайно народная мудрость гласит — «не стоит село без праведника, а город без святого».

 Из архива ДПЦ «Кострома».

 
Читайте также