Святое болото Чухломское

08 ноя

0

редактор

Болото, но почему «Святое», за что наши предки дали такое необычное название топкому месту? Ответ прост. В старину русский народ ласково называл студёные ключи и родники святиками. Они и сейчас наполняют своей водой болото, являющееся истоком реки Святицы.

Если посмотреть на карту Костромской области, найдёшь сразу три реки Святицы, питаемые подземными ключами. Одна течёт в Солигаличском районе и впадает в Кострому, исток другой находится в соседней Вологодской области, и впадает та Святица в нашу речку Иду, а третья вытекает из Святого болота и несёт свои воды в Чухломское озеро. Вот такая интересная география получается.

Славу Святому болоту принесли не только сыны Отечества, но и его необыкновенная клюква, она имеет статус самой вкусной и целебной, не потому ли в XIX – начале XX века сторона славилась количеством долгожителей, перешагнувших столетний рубеж, – делает вывод краевед Татьяна Байкова. Метрические книги местных церквей свидетельствуют, что самое большое количество крестьян, перешагнувших столетний рубеж, проживало в деревнях вокруг Святого болота. Бывало, когда этой ягодой торговали жители приболотных деревень на чухломском базаре, ценители клюквы сразу же узнавали её по неповторимому вкусу и говорили: «А вот и клюква со Святого болота! Эту я беру». Есть вокруг болота и несколько святых источников, верующие во главе со священниками совершали сюда крестные ходы, а больные и немощные исцелялись, испив водицы. Прошли десятилетия, но и сейчас люди не забывают тропы к заветным ключикам.

Этот государственный природный заказник площадью более шести тысяч гектаров - один из самых крупных в Костромской области. Обширный комплекс отличается разнообразием ландшафтного сочетания болот верхового и низинного типов, озёр, еловых, сосновых, берёзово-осиновых лесов и лугового разнообразия. Святое болото уникально тем, что образует единую гидрологическую систему с Чухломским озером, оно является истоком реки Святицы, которая несёт свои воды в озеро и питает его. В незапамятные времена места эти не были болотом, здесь так же плескалось обширное озеро, вероятно, более древнее, чем Чухломское. В материалах переписи населения 1615 года часть болота называется Свято-Озеро, а на восточном, высоком, его берегу стоит деревня Езерниково. Так на древнеславянский лад произносилось слово озеро, то есть е-ето (это) зеро, что значит зрак, ноль – круглый глаз. Вот вам и разгадка теперешнего, испорченного произношением названия бывшей приозёрной деревни Озарниково. И с этим фактом не поспоришь. Святица – река родниковая, а родники и ключики славяне ласково называли святиками. От них и река и болото получили своё имя.

Учёные подсчитали, что на образование слоя торфа толщиной один метр требуется около тысячи лет. Следовательно, запасы торфа на Святом болоте слоем десять метров начали образовываться в то время, когда на берегу Чухломского озера появились первые стоянки времён неолита в седьмом тысячелетии до нашей эры. Кстати, берега речушек, впадающих в Святое болото, должны представлять большой интерес для современных археологов. Здесь наверняка есть поселения древних людей, промышлявших рыбной ловлей и охотой. Ещё несколько лет назад костромские археологи планировали начать раскопки на берегах болота, но недостаток финансирования сдерживает их порывы.

НИКОЛО-ОСТРОВ

Высокий участок суши в северной части Святого болота площадью более сотни гектаров давно покрыт густым сосновым лесом. Вырос он за последние семьдесят лет, после расселения по сталинскому указу деревни Гора. До 1940 года на самой высокой точке острова стояла небольшая, в восемь домов, деревенька, а вокруг теснились распаханные поля, сенокосные угодья, да у подножия острова плескалось небольшое озерцо, богатое рыбой.

Остров на болоте – явление уникальное, тем более, что здесь в 1825 году на месте ветхой деревянной построили крестьяне каменную Никольскую церковь с четырёхъярусной колокольней. Строили всем миром из кирпича, изготовленного тут же, на берегу Святого болота, богатого глинами высокого качества. Сейчас церковь с трудом можно отыскать в лесных зарослях, а когда-то остров соединялся с Князьково мостом протяженностью один километр, да с цилимовским берегом его соединял настил длиной восемьсот метров. Был он широким (две повозки свободно могли разъехаться), многослойным: состоял из продольных и поперечных брёвен, связанных между собой зарубами и скобами, а сверху лежал настил из толстых досок, по которому легко катились колёса тарантасов. В XIX веке князья Шелешпанские из усадьбы Астафьево садились в нарядный экипаж и ехали к заутрене в Никольский храм, без труда попадая на остров. По берегам болота и сейчас стоят семь церквей, пришедших в полное разорение. А когда-то в церковные праздники плыл общий благовест, эхом он разносился по дальним лесам и тогда над болотом стоял то сплошной гул колоколов, а то поочерёдный, весёлый перезвон.

Было так благостно, торжественно и празднично, особенно по вечерам, когда солнце садилось за лесом, и слёзы невольно наворачивались на глаза.

Уроженец тех мест врач-хирург Александр Козлов, награждённый орденом Мужества за участие в ликвидации Чернобыльской аварии, вспоминает:

«Помню, как-то зимой была гроза с молниями и громом. Мороз, мы катаемся с горки на санках, и вдруг гроза. Очень чёрная туча надвигалась со стороны болота. Такого явления я никогда больше в жизни не встречал. А ещё рассказывали, что однажды соседская семья собралась за столом, пили чай из самовара, и вдруг в открытое окно влетела шаровая молния, смахнула всё со стола вместе с самоваром, никого из домочадцев не задела и через дымоход вылетела в трубу».

Следует отметить, что наш земляк с 1995 года приезжает из Ростова-на-Дону сюда, на малую родину. И обязательно весной, чтобы вдоволь отведать подснежной целебной клюквы, послушать пение птиц, ощутив своё единение с пробуждающейся природой, или ближе к осени, на грибы и ягоды. Таким образом он поддерживает своё здоровье, оставленное в Чернобыле. Живёт он на поляне посреди леса, построив четырёхметровую вышку, куда забирается на ночь от непогоды и зверья. Вокруг болота бродят медведи, волки, кабаны, лоси, не считая мелкого зверья и очень опасной для человека росомахи, следы которой не спутаешь с другими по длине когтей, несоразмерными с подошвой.

Наверное, в память о священнослужителях и тружениках здешнего края, что покоятся на старинном кладбище, лет восемь назад и поставлен монахом Авраамиево-Городецкого монастыря Никоном поклонный крест. Недалеко от главного входа в бывшую церковную ограду высится восьмиконечный семиметровый деревянный крест в память о тех, кто жил на этой земле, любил и хранил её.

ЖУРАВЛИНЫЕ МЕСТА

Святое болото как место гнездования серого журавля занесено в Красную книгу ЮНЕСКО. Надо признать, что журавли, типичные обитатели чухломских болот, встречаются здесь всё реже. Осушение болот, бесконтрольная вырубка лесов, почти стопроцентное уменьшение пахотных полей, занятых зерновыми, сказались на численности серого журавля. Помнится, ещё в 70-е годы прошлого века журавли, готовясь к отлёту, почти полностью закрывали крыльями небо над селом Мироханово, и многие сотни голенастых птиц кормились остатками с убранных полей на Верхотине, по дороге от деревни Жар к Святому болоту.

Кормятся в болоте стаи мигрирующих гусей, обитает здесь редкая белая куропатка, большой кроншнеп, филин, бородатая неясыть.

Весной вся поверхность болота кажется белой от цветущего горького багульника, подбела и андромеды. В приболотье вас встретят жёлтые разливы калужницы, розового дербенника, вахты трёхлистной. Позднее распустит свои бордовые, словно вырезанные из барханной бумаги, цветы сабельник болотный, известный в народе как декоп, декопий, настойка которого помогает при ревматизме и радикулите.

А уж когда поспеет морошка, жёлтая, медовая и такая крупная, какой нет ни в одном другом месте, оживёт болото, заговорят, начнут аукаться на его просторах многочисленные ягодники. Затем начнётся долгий сезон сбора клюквы, и тут у каждого ягодника есть свои заветные, наиболее любимые места. Кто-то спустится в болото с цилимовской стороны, иные пойдут от Селиванова, от деревни Горка, с Никитинских канав или от бывшего села Мироханово, у каждого свои возможности и маршрут, но никто ещё не возвращался с болота с пустыми корзинами. Так, особо прилежный человек за сезон в состоянии набрать более тонны целебных ягод. А какое удовольствие собирать блестящие, круглые или веретено­образные, сочные ягодки!

Неисчерпаемы богатства Святого болота, но мало кто знает, что в 60-е годы прошлого века существовал проект осушения его территории. Изыскания проводились специалистами одного научного института, которые предложили всю воду из Глухого озера, являющегося частью болота, спустить в Чухломское озеро, прорыв глубокий канал. Однако затея не удалась. При проведении замеров на местности выяснилось, что чаша чухломского водоёма расположена гораздо выше над уровнем моря, чем Глухое озеро, и вода Чухломского озера обязательно затопит Святое болото, случится не осушение, а потоп. От проекта пришлось отказаться, и мы до сих пор в любое время года можем любоваться неоглядной чашей Святого болота в обрамлении изумрудной зелени лета, серебра снегов или золота осенних лесов.

ЗДЕСЬ ОСТАВЛЕНО СЕРДЦЕ МОЁ

Под этими словами подпишется каждый, кто родился на берегах Святого болота, кто всей душой полюбил замечательные чухломские места. По осени огромная чаша болота в оправе золотых лесов завораживает обилием клюквы. Какой только ягоды не встретишь на высоких мшистых кочках: тут и ярко-красная, круглая, глянцевитая; и фиолетовая, словно мукой присыпанная; и тёмно-вишнёвая, в форме капельки или веретёнца. Бери, не ленись! Крепким духом багульников да запахом тёмной, настоянной на тысячелетнем торфе, воды встретят ягодника необъятные болотные просторы.

Кстати, народная легенда гласит, что в незапамятные времена два монаха переправлялись на лодке через озеро, которое впоследствии и стало болотом, внезапно налетела буря, лодка перевернулась, монахи утонули. С тех пор, якобы, и называется болото Святым. Дозорная книга 1615 года гласит: «А сена по реке, по Святице, сверху вниз, до Свята озера 60 копен».

ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ

С незапамятных времён жили люди на высоких берегах заболоченного озера. Водное зеркало и сейчас существует рядом с Большой Святицей, а у бывшей деревни Никитино есть небольшие окна чистой воды глубиной до 19 метров, сюда прилетают на отдых гуси и лебеди. Однажды, рассказывают местные жители, бежал по болоту крупный лось, впопыхах угодил в одно из таких окон и мгновенно утонул в холодной глубине. Напротив Николо-Острова эти озерки затянулись совсем недавно, отчаянные любители крупной клюквы на широких охотничьих лыжах и сейчас безбоязненно преодолевают болотную топь в поисках необыкновенных россыпей спелых ягод. Во время Великой Отечественной войны местные рыбаки закидывали с берега невод и ловили здесь золотистых карасей, окуней и щук, но болото постепенно поглотило остатки рыбьего царства. Глухое озеро, пожалуй, последнее свидетельство принадлежности болота к большим водоёмам. Старожилы помнят, что накопившийся на дне озера метан поднимался вверх, надувая в середине озера большой водяной пузырь, и тот лопался со страшной силой, будто из пушки выстреливали. Услышав раскатистый грохот, особенно в сенокос, крестьяне знали – завтра пойдёт дождь, и спешили в луга сгребать сено, прогноз был точным и всегда сбывался. Много разных тайн, поверий и преданий хранит Святое болото.

Бытует легенда, что один барин, заядлый охотник, трое суток плутал по болоту – не иначе как чёрт водил его в густом тумане. Устал, промок и взмолился: «Господи, помоги! Если спасусь, построю церковь во Славу Тебе!» Только произнёс эти слова, слышит вдалеке собачий лай – это крестьяне вышли на поиски своего господина. Выполнил помещик своё обещание, поставил церковь в честь святителя Николая посреди высокого острова, на который и выбрался горе-охотник.

Другая легенда рассказывает, что богатый сластолюбивый помещик время от времени приказывал приводить к нему молодых красивых девушек. Натешившись, отпускал бедняжек домой, но те, не перенеся позора, топились в тёмных болотных водах.

После войны работал механиком в МТС Андрей Филиппов, а Иван Игнатов председательствовал в Мирохановском сельсовете. Однажды идёт Андрей по Николо-Острову, вот и церковь миновал, видит, сидит на пеньке закадычный друг Ванька. Ну как тут не выпить! Разлили по стаканам водочку, и Андрей, прежде чем выпить, произнёс: «Ну, Господи, благослови!» И в тот же миг все пропало: ни Ивана, ни водки в руке, а вместо нее – кусок лошадиного навоза.

Чудилась всякая чертовщина и в ручье между Гоголевом и Князьковом, местечко то называлось Полушкино. С припозднившимися людьми происходили разные чудеса: то баба огромного роста с цигаркой во рту преследовала путника, то внезапно сбивался он с дороги, а очнувшись от наваждения, не понимал, как оказался в поле за Полушкином и без обуви на ногах. И люди, и скот в разные времена пропадали в болоте, и оно никогда не возвращало свои жертвы, вот и мерещилось.

ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ

К берегам болота примыкали приходы восьми церквей: Троицкой села Мироханово, Николо-Жуковской, Николаевской на Острову, Воскресенской села Валуево, Богородицкой села Озорниково, Богородицкой в Лаврентьевском, Вознесенской и Варваринской. Только на самом краешке болота теснились три десятка деревень, не считая дальних, а в самых красивых местах стояли барские усадьбы. Инженер-поручик, владелец усадьбы Селиваново, согнал своих крепостных на строительство через болото мощёной дороги длиной шесть вёрст. Предание гласит, что многие местные крестьяне погибли при копке осушительных канав и укладке настила толщиной в несколько накатов. В настоящее время та прямая, как стрела, дорога покрыта зарослями мелкого сосняка и называется Никитинская Грива.

В северной части болота раскинулся остров в 107 гектаров, стоит на нём белокаменная церковь постройки 1825 года, а рядом, на самой высокой точке, была деревня с незатейливым названием Гора. Раньше люди ходили по рукотворному мосту длиной восемьсот метров «аки посуху», а князья Шелешпанские из усадьбы Астафьево ездили к заутрене в каретах по специально проложенной лежневке. Её остатки и сейчас прекрасно сохранились в болотной воде. Шла дорога от деревни Князьково, ориентируясь на высокую церковную колокольню. Болото между Василисовым и Гоголевым звали Журавлихой, а болотный рукав за деревней Князьково народ метко окрестил Сапог, ягод в этом Сапоге нагребали мешками. Каждый крестьянский покос в окрестностях болота носил своё название – Рябинки, Муравейник, Лбовский ручей, Дресвище, Холмец, Чирки. Кстати, в Чирках стояла когда-то барская усадьба господ Болсуновых. Этот род более 130 лет посвятил служению военно-морскому флоту Российской империи. В усадьбе Деменьково жил капитан-лейтенант флота Василий Шулепников, а в Погожеве – капитан флота Яков Сальков. Служили Родине братья Кузьмины из усадьбы Лаврентьевское и генерал-майор Пётр Мамаев, владелец старинной усадьбы Вякалово.

На мирохановском кладбище чудом сохранился памятник местному священнику Ивану Васильевичу Арсеньеву с эпитафией от благодарного сына его, статского советника Константина Арсеньева. Село Мироханово – родина этого замечательного сына России, а в селе Озарниково в семье тамошнего священника родился Николай Андреевич Софийский – будущий экзарх Грузии, в монашестве Никон. В Чирках стояла когда-то барская усадьба господ Болсуновых. Этот род более 130 лет посвятил служению военно-морскому флоту Российской империи. В усадьбе Деменьково жил капитан-лейтенант флота Василий Шулепников, а в Погожеве – капитан флота Яков Сальков. Служили Родине братья Кузьмины из усадьбы Лаврентьевское и генерал-майор Пётр Мамаев, владелец старинной усадьбы Вякалово.

Жителей деревни Гора сселили в 1940 году, церковь на острове закрыли ещё раньше, но рассказывают, что на старом Никольском погосте ещё долгое время видели плиту с необычными словами: «Прохожий, плюнь на мою могилу, здесь лежит великий грешник!»

Велико Святое болото и велики богатства его. Крепкий дух болотный, настоянный на горьком багульнике, мхах и осоках, бодрит и придает силы. Хорошо шагать по мягкой болотной подстилке и смотреть в небо, по-осеннему голубое, где прощально кружат стаи журавлей. Весной они обязательно вернутся сюда, чтобы клевать сладкую подснежную клюкву и радостно трубить гимн родному краю.

 
Читайте также