Как правильно хвалиться добрыми делами

28 июл

0

редактор

Правильно ли хвастать, хвалиться добрыми делами? В самом рассказе человека о своей добродетели уже заложено тщеславие. Правильнее говорить о добрых делах, совершаемых кем-то другим. А если взять конкретно слово «хвастать», то хвастать мы не можем НИКОГДА.

Чем тщеславие отличается, например, от гордыни. Тщеславие нуждается в зрителе. Но если зритель, слушатель и нашелся, зачем ему рассказывать о своих подвигах? Добродетели нам нужны не для славы.

Добродетели необходимы для исправления своих внутренних несовершенств. Например, жадный человек нуждается в добродетели милосердия, благотворительности, помощи, только для того чтобы преодолеть в себе жадность. Гордому не хватает скромности, смирения, кротости, чтобы преодолеть в себе гордыню.

В одном из «Житии святых» Есть такой рассказ.

Некий монах, возвращается после долгого пребывания в пустыне, долгого поста и молитвы, и приходит к своей монастырской братии. Во время вечерней беседы с игуменом на левое плечо этому брату садится бес тщеславия и говорит: «Слушай, расскажи, как ты в пустыни подвизался, сколько ты искушений преодолел, сколько скорбей превозмог, для того чтобы молодые тоже научились, имели пример.»

И в монахе начинается внутренняя борьба: рассказать - не рассказать, рассказать - не рассказать. И он понимает, что как только он расскажет, он тут же получит порцию тщеславия, т.е. тщетной славы, которую человек получает не от Бога, а от человека. Чем всё закончилось? Он всё-таки устоял, и бес от него отошёл.

И в это время монаху садится на правое плечо другой бес - гордыня и говорит: «Смотри-ка, какой ты умный, какой ты сильный, вон как беса-то шуганул тщеславного, вон он как от тебя побежал, надо же! Ты представь, беса тщеславия изгнал!» То есть только один с плеча слетел, - тут же садится ещё более искусительный.

Вот за такими помыслами мы должны следить. Победа над одной страстью может приводить к другой, которая будет проистекать именно из добродетели. Гнев, сребролюбие, чревоугодие, раздражительность, уныние, - это страсти, которые питаются грехом, а тщеславие и гордыня питаются добродетелями.

Тщеславный человек не замечает рядом никого, - ни талантливого, ни способного, ни умелого, ни умного. Он, таким образом, губит и себя, все становятся для него глупыми, бесталанными, бездарными.

Но каждому дается проявление Духа на пользу. «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все мы одним Духом крестились». (1Кор.12:7). В меру нашей бескорыстности, чистоты. Этого даже сам человек в себе не видит, а видит только Бог.

В данном случае появляется проблема: хвастаться нельзя, рассказывать нельзя. А человек видит у своего ближнего точно такие же проблемы, которые он преодолел, и если он не поделится своим опытом, то другой будет мучиться со своими трудностями и, может быть, никогда из них не выйдет.

В данном случае, допустим рассказ о своей добродетели. Только не говорить, что это «я» так поступил. Люди духовно опытные, тот же апостол Павел, например, говорил так: «Знаю человека во Христе, который … (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. («Кор.12:2). И видел то-то, и слышал то-то». Он не говорит: «Я был восхищен», «Я ходил, и то-то видел, и то-то мне Бог открывал». Он говорил: «Знаю человека…».

Это правило нужно усвоить и нам. Если я хочу поделиться своим личным опытом преодоления какого-то порока, стяжания какой-то добродетели, изменения моей жизни к лучшему, то я не должен говорить: «Вот, смотри, как я делал, и ты делай, как я!»; «Почему же ты мне не подражаешь?»

Опыт святых угодников, мудрых мужей и жен, в том, что они рассказывали о себе в третьем лице. Любовь к Богу выражается в тайной добродетели.

Богу никакие свидетельства не нужны, а нужны они ближнему. Человек может знать, как избавиться от винопития, и избавляется, и у него получается. Рядом спивается его друг. Из любви к ближнему можно ему рассказать о своем опыте преодоления. Только не надо хвастаться, не говорить, что этого «я» добился. Когда человек говорит так, он может оттолкнуть другого. Правильнее рассказывать или о своих ближних, или о себе в третьем лице.

Бог видит наше сердце. Ему никакие свидетельства не нужны.