О мятущейся душе и мятежах

03 апр

0

редактор

Одно время многим казалось, что всякий мятеж – это всплеск энергии, вызов изнутри новых сил. Но когда это длится очень долго, когда оказывается, что итогом этой мятежности является еще большая разруха, мы начинаем задумываться, люди от этого устают и понимают, что сам мятеж не является созидательным, творческим началом, а чаще всего - начало разрушительное. Особенно важно об этом говорить, когда речь идет о мятущейся душе.

Какой опыт имеет церковь во врачевании всяческих мятежей?

Когда человека крестят, в молитвах при крещении есть обращение Богу, чтобы Он избавил нас от духа лукавого, помрачение помыслов и мятеж мыслей наводящего. Получается, что есть кто-то, кто вводит душу, ум и чувство человека в состояние мятежа и помрачение помыслов. Первоисточником всякого мятежа является дьявол всегда и везде. Происходит и помрачение помыслов, и помрачение чувств. Все, конечно, помнят первый мятеж, который произошел в раю, где помрачение помыслов и мятеж мыслей совершился в уме Адама. Такие помрачения бывают свойственны и младенцам, и людям, которые не отягчены большой ответственностью или обязанностями, или трудностями. Этому чувству подвергались даже и святые. А святые отличались от несявятых тем, что умели победить в себе всякий мятеж и этого «мятежника» изгнать из своего сердца, а несвятые люди поддаются этому чувству и малый мятеж в своей душе могут превратить в большую революцию.

Что получается в итоге, когда в нас поселяется мятеж? Приобретается разрушительное для нас самих свойство. Прежде всего, это гнев, это страх, уныние, отчаяние. Гнев и страх – это то состояние, когда ум отказывает нам в помощи. Отчаяние – это тоже подавление не только ума, но и воли, когда невозможно противостоять мятущимся чувствам и всяким страхам. Мы становимся человеконенавистниками, нам кажется, что окружающие нас доставляют нам столько хлопот, страданий и забот, что лучше бы рядом никого не было. Развивается памятозлобие, итогом имеем обиды, а обида лишает человека способности быть благодарным, обида отравляет в нас всякую радость. Мы ропщем на все, на что только можно. А через это умирает желание общаться с ближними, трудиться и вообще что-либо делать для преодоления этого болезненного состояния.

Когда мятеж мыслей становится возможным? Одним из современных условий мятежности  души является грех многопопечительности. Все это питается такой страстью, как тщеславие и иные страсти. И каждая отдельно взятая страсть – и сребролюбие, т.е жадность, стяжательность, и блуд, и гнев, и гордыня , и другие страсти – приводят человека в мятежное состояние. Он начинает жить так, как хотел бы этого дьявол.

Каков выход из данной ситуации? Прежде всего – подавление страстей и освобождение от всяких беспокойств. Мятежность умирает, когда мы читаем духовную литературу, когда пребываем в молитве, когда рядом верующий друг, когда есть духовная книга, когда у человека есть духовник, таинства.

В светском мире максимальная добродетель, максимально правило – не делать другому того, чего сам себе не хочешь. Но эта заповедь еще ветхозаветная. Она понятна даже язычникам. А вот когда нужно подставить щеку, полюбить врага, к этому сегодня мало, кто готов. И таких богатырей духа в нашем обществе все меньше, и меньше. Мы видим как сильно, моментально, можно сказать, за очень короткий период изменился человек. Как только из нашей жизни ушел Бог, так это место (свято место пусто быть не может) занимает дьявол. Но Бог не сам по себе ушел, мы его выставили за двери, запретили ему быть, сказали, чтобы Он замолчал.

Так что для тех, кто ищет путь, выход есть, он лежит на поверхности – это опыт православной церкви.

Радио России Кострома "Во исцеление души и тела". Выпуск 11.02.2016

 
Читайте также