МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНКУРС "КВАРТЕТ 4Х4" НА ТЕЛЕКАНАЛЕ "КУЛЬТУРА"

21 окт

0

редактор

В целях воспитания собственной музыкальной культуры я стала следить за ходом конкурса "квартет 4х4". Свои впечатления я посылала дочери.

Среда, 3 октября 2018 года

Приветствую тебя, Катюша, и напишу немного о первом эфире.

Честно говоря, он мне очень понравился, наверное, больше всех других. хотя, конечно, есть замечания. Они касаются общих, вовсе не музыкальных проблем. Во-первых, мне кажется, что устроители конкурса мало позаботились о членах жюри. Почему у них нет удобного, всех объединяющего стола? Дали им всем по "табуретке", которую выдают за журнальный столик. а между тем, надо куда-то положить микрофон, блокнот, ручку, очки и прочие необходимые для работы вещи. во-вторых, дизайн зрительного зала оставляет желать лучшего. кажется, что все зрители стоят, и стоят в каких-то металлических клетках. Кого от кого охраняют, неизвестно. Просто диву даешься и думаешь: не сидели ли эти дизайнеры в тюрьме? Мне эти ограждения напоминают фильмы о концлагерях и пр.

Теперь о конкурсе. в первый конкурсный день перед нами предстали классические квартеты.

Квартет народной музыки "экспромт": домра, баян, балалайка-контрабас и просто балалайка. Петрозаводск.

Квартет музыки эпохи возрождения (они говорят о себе, что играют музыку барокко) - "Альт-капелла". Ее состав оригинален по составу, но это 4 разных инструмента, имеющих аналоги в современной музыкальной культуре: лютня (аналог гитары), сакбут (труба, напоминающая тромбон), скрипка (она кажется не просто деревянной, но созданной из грубого дерева вручную), еще какая-то дудка, напоминающая рожок. Москва.

Джаз-квартет хазановича - это вообще классика жанра: саксофон, ударные, контрабас, клавишные. Санкт-Петербург.

Фортепьянный квартет им. Ипполитова-Иванова: 2 скрипки, виолончель, фортепиано. Москва.

В первом раунде всех потрясла "альт-капелла": исполнялся старинный танец "турдион", кажется, звучание этих старинных инструментов неповторимо. Словно из глубины веков до тебя доносятся медлительные, несуетные, сосредоточенные в самих себе звуки божественной музыки, которую ты когда-то знал, но забыл, а теперь с радостью узнаешь их вновь. Прекрасно и ярко проявили себя квартет "Экспромт" из Петрозаводска с незабвенными "Коробейниками". Но не понравился джаз, хотя они играли мой любимый "Караван". А всему виной плохой саксофонист, звучание его инструмента не волнует и не дарит радости общения с прекрасным.

В таком же духе прошел и второй раунд, в котором я запомнила "Blue kanare" петрозаводского "Экспромта" и Стива Уандера в исполнении бесподобной «Альт-капеллы».

Выступление квартета "Экспромт" и в выборе произведений, и в их трактовке отличались большим демократизмом. для доказательства справедливости моей мысли можно вспомнить "Крутится-вертится шар голубой", который, несмотря на общеизвестность, был исполнен оригинально.

Самое сильное впечатление, как ясно из моего письма, оставила "Альт-капелла". Все у них прекрасно:и костюмы, и манера игры, и выбор произведений, и их трактовка.

Но и фортепианный квартет им. Ипполитова-Иванова поразил всех слушателей, исполнив во втором раунде пьесу Г. Канчели "Маленькая данелиада". Музыка обалденная и доступная только профессионалам. Да еще и хулиганское, но одновременно и высоко профессиональное исполнение. За основу пьесы Канчели взята музыка к фильму Данелия "Кин-дза-дза", поэтому все приверженцы Ипполитова-Иванова время от времени радостно восклицали: "Ку". Это было забавно, и очень неожиданно. а в третьем раунде фортепианный квартет еще раз блеснул, выбрав для конкурсного исполнения музыкальную картинку "Бал" из музыки А. Шнитке к спектаклю "Ревизская сказка". Получилось хорошо.

Но все решил третий раунд, где "Альт-капелла" на своих домодельных инструментах с совсем особенным, каким-то языческим звучанием исполнили арию из вокальной сюиты Баха. Как-то удивительно органично и оригинально прозвучала в "Альт-капелле" музыка Баха.

И балалаечники из "Экспромта" превзошли себя в исполнительском искусстве, обратившись, не больше ни меньше, к экспромту Паганини "Венецианский карнавал". Так получилось, что балалайка вполне соперничала со скрипкой Паганини, а для карнавала она была вполне уместна.В итоге в финал вышли "альт-капелла" (Москва) и "экспромт" (Петрозаводск).

2 октября 2018 года

(Четвертый эфир)

Сначала несколько слов о джаз-квартете Алексея Чижика. Почему-то Санкт-Петербург возлюбил ксилофоны, Чижик к ксилофонам присоединил еще и ударные инструменты. Когда звучит музыкальная пьеса А.Чижика "Лошадки", ритмическая основа музыки имеет содержательный смысл: лошадки цокают своими копытцами. Даже в "Фее Драже" из Чайковского это уместно. Иное дело - аранжировка на тему "Кармен" Бизе. Получается слишком много суеты, шума - мелодию вести некому. Клавишные и гитара куда-то исчезают из-за ритмической неразберихи. Такое ощущение, что музыканты не сотрудничают друг с другом, а стараются друг друга перекричать. ( Кстати, Чижик в этом месяце прилетает в нашу филармонию).

Теперь о квартете Алены Филипповой. Приходится согласиться с мнением жюри, что этот ансамбль не совсем в формате конкурса, поскольку более всего напоминает выступление певицы в сопровождении трех музыкантов. Лучший их номер - "Хабанера" из оперы "Кармен", превращенная во французскую шансоньетку.

Голос у Алены интонационно богатый, сама она артистична, бесподобно в этом номере звучал контрабас. В песенке "Фонари" А. Филипповой явно слышится реплика на знаменитую "Девушку из Ипомены". А также нельзяюбыло не услышать великолепную игру клавишника.

Совершенно потряс меня "Арт-квартет" Тима Дорофеева из Архангельска. Они не играют заученных мелодий - они сочиняют на наших глазах. Конечно, в основе их композиций есть заранее сочиненное произведение, но сразу видно, как много они импровизируют. Например, пьеса Тима Дорофеева "Экзотик". Это какое-то блуждание то ли по пустыне, то ли по бескрайним снежным равнинам. Их флейта поет человеческим голосом. Потом флейтист Константин Седовин прекращает играть и что-то без слов, но с глубокой мукой запевает. Потом начинается соло ударных инструментов, оно длится, как длится жизнь человеческая, настолько глубоко и проникновенно, что слово "профессионально" или "мастерски" здесь употреблять нельзя. Когда ударные затихают, кажется, что кончается жизнь (ударник - Олег Юданов). Но это не так - и движение мелодии, и движение жизни длится, длится и длится, обрываясь неожиданно и не там, где ты этого ждешь. Над их импровизацией на тему "Битлз" я просто плакала. Заключительная "Тройка", также сочиненная Дорофеевым, в чем-то повторяла его "Экзотик". Только пел без слов теперь не один флейтист, а весь квартет не пел, а словно истекал какой-то нечеловеческой мукой. И хотя весело позванивали бубенчики, но музыка квартета оставалась трагической.

Квартет "Stradi-валенки" в каком-то смысле более безупречен. Они сориентированы на мастерство, на серьезную подготовку, их импровизации отлично подготовлены. Если квартет из Архангельска может нравиться, а может и не нравиться, может выступить блестяще, а может и провалиться, "Stradi-валенки" - более надежный коллектив, более сыгранный и знающий себе цену. А как умеет в этом коллективе один музыкант подхватывать мелодию другого! Как они из заоблачных высот могут броситься в народный перепляс, например в "Русском танце" из "Лебединого озера" Чайковского. В этом квартете человеческим голосом умеет петь скрипка(А-р Барклянский), а аккордеон(Евг. Алтудин) может звучать как орган, например, в "Колыбельной" Баха. (Здесь я тоже, сознаюсь, слезу пустила). Эти музыканты умеют и любят музицировать, например, наклеив себе усы,  сыграть импровизацию на тему произведений Н.Рота, в которой контрабасист (Игорь Никифоров) будет танцевать со своим инструментом. А как великолепно сыграли они "Рио-Рита" Подгайца! В этом произведении так интересно переплеталась "Песня Сольвейг" Грига с фокстротом "Рио-Рита", и это сочетание мелодий обыграли музыканты чисто театральными приемами - им все доступно!

В общем, я получила удовольствие, какого даже не ожидала. И честно скажу, с первого раза я многое не поняла, впрочем, я и сейчас, наверное, многое не поняла. Чужая область искусства, мало знаний. Но как интересно постигать неведомое....

Итак, шестой выпуск, второй полуфинал.

Писать буду по квартетам, что труднее, но рассказ получается более осмысленным.Stradi-валенки. Они сегодня одеты все в горошек: у мужчин видны только воротнички и манжеты, Надежда Котова за фортепиано - вся в гороховом платьице. Произвольную программу они начали со знаменитого танго - "libertango» А. Пьяцоллы, точнее, с композиции на эту тему. Их скрипач А-р Барклянский - музыкант очень высокого класса. Его скрипка умеет разговаривать. В танго она словно кричит о помощи, потом смолкает и вступает фортепиано, всех утешает прозаический аккордеон, наконец, с нами прощается меланхолический контрабас. пьеса сыграна прекрасно. словно я смотрела отрывок из "Аромата женщины" с Аль Пачино в главной роли. Там, где он, слепой, в ресторане танцевал танго с прекрасной незнакомкой. Когда квартет импровизировал во втором раунде на тему Д. А. Роблеса "Полет кондора", они включили в свою импровизацию позывные советской программы "Время", по содержанию это было на тему мощного полета мощного кондора, и даже уместно, но все невольно улыбнулись. и мастерству, и шутке нашлось место. Когда  к квартету присоединился трубач Александр Бахарев, звучание стало еще богаче. в  "Плясках смерти" Сен-Санса  звучала настоящая пляска,  мы стали соучастниками  момента созидания искусства.  В экспериментах с "Камаринской" они также были ни на кого не похожи и прекрасны.

Арт-квартет Тима Дорофеева в произвольной программе квартет выбрал сочинение своего руководителя. "9/4". Они меня несколько разочаровывают тем, что божественный флейтист Константин Седовин вместо игры на флейте занимается  "мычанием".  Издаваемые им звуки - это не язык слов, а язык первобытных чувств, которые, возможно, иначе не изобразишь. Эту нечеловеческую муку можно передать только этим почти неподвижным лицом безжизненно-белым, словно его какой-то мастер скульптуры создает в нашем присутствии. Но я хочу музыки. Только она сможет победить этот ужас. "Полет кондора" мне понравился больше. Когда к "Арт- квартету" присоединился саксофонист Игорь Бутман, все пришли в полный восторг. Но я бы предпочла услышать какую-то классическую джазовую вещь, а не сочинение Дорофеева. В их импровизации на тему "Камаринской" флейтист снова что-то "клохтал" и почти не играл на флейте.

Квартет "Alta capella". в произвольной программе квартет выбрал аутентичное им средневековое сочинение, мне кажется, это молитва. «ave maria gratia plena". Иван Великанов, руководитель квартета, солировал, потом все участники подхватывали его песнопение, не педалируя  свое вокальное мастерство. Иван сопровождал пение игрой на каком-то мини-органе. Великолепно звучал дуэт лютни и сакбута. Музыка у этого квартета чудесна и очень непривычна. Их второе выступление с импровизацией на тему полета перуанского кондора была бесподобна: они превратили мелодию в какую-то средневековую площадную плясовую, что мне показалось и оригинальным, и уместным, и соответствующим их музыкальному и сценическому образу. В третьем раунде, когда к капелле добавили певицу Лилию Гайсину, это превратило "alta capellу" в простой квартет, который подыгрывал певице. Как мне кажется, добавление к любому квартету певца или певицы убивает чистоту жанра, на первый план выходит голос, а музыка - на второй. В импровизации на тему "Камаринской" квартет словно отпевал бедного камаринского мужика, как-то удивительно трогательно отпевал. этот квартет мне нравится.

КВАРТЕТ "EXPROMT". В произвольной программе виртуозы из Петрозаводска взяли знаменитый "тустеп" А. Цыганкова. Играют они прекрасно, слаженность, какая-то легкость и приязненность во взаимоотношениях музыкантов и их инструментов. Это чувствуется и в музыке, и в последующих комментариях. Полет перуанского кондора направляли именно музыканты "Expromt"а. Когда все улетали в импровизационном кураже то в первобытные глубины, то на средневековую площадь , то в советскую программу "Время", «Expromt" напоминал всем, что играется Роблес,"Полет кондора". Напоминал чистой мелодией домбры, которая в руках Ольги Клещенко звучит неповторимо. В третьем раунде они победили всех. Выбор произведения Родиона Щедрина, его "Кадрили" из оперы "Не только любовь" давал им возможность раскрыть красоту народных инструментов. А тут еще добавилась изысканная виолончель Бориса Адрианова, который играет гениально, но при этом не напористо и не нагло. Его виолончель интересно и гармонично вписалась в квартет, оставшись сама собой и ничего не нарушив в квартете. в заключительном четвертом раунде, вариациях на тему "Камаринской" "Expromt" был идеален - им просто повезло с выбором произведения.

По решению жюри, победили "Expromt" и "Арт-квартет" Тима Дорофеева. Я с ними не вполне согласна. Мне кажется, что "Alta capella" лучше "Арт-квартета".

 
Читайте также