Что есть Царствие небесное, кто и как может получить его

19 окт

0

редактор

Теперь мы рассмотрим, что есть царствие небесное, кто и как может получить его.

Что есть, или что значит Царствие небесное?

1) Мы знаем, что царствие небесное есть рай не земной, но небесный; оно есть место на небесах, где обитает сам Бог, и все ангелы и все святые люди. — То есть Царствие небесное есть жизнь с Богом. Быть в царстве небесном значит пребывать с Богом, значит быть в царствии небесном. — А потому царствие небесное первоначально внутрь нас есть, как говорит Спаситель, т. е. царствие небесное находится в душе и сердце каждого человека, так, как семя, которое надобно открывать и растить, и тот, кто душою и сердцем своим прилепился к Богу и соединился с ним, тот и живучи здесь, на земле, имеет в себе царствие небесное, потому что он на земле уже чувствует утехи райские и радости небесные! Итак, царствие небесное есть сам Бог; тот кто имеет в себе Бога, тот имеет царствие небесное, и по смерти своей будет там на небесах вечно пребывать с Богом.

2) Кто может получить царствие небесное? Мы видим, как часто случается, что, например, бедняки и трудятся и хлопочут, и стараются искать себе богатства, но при всех трудах и стараниях своих, все остаются бедняками. И что же все труды их? Тщетны, суетны и напрасны, и очень часто случается, что бедняки за все труды и хлопоты свои, вместо богатства, получают наказание временное и вечное. Но напротив того, никакой труд никакое старание, употребленное для царствия небесного не останутся тщетными: все будет оценено, все будете уважено Судиею Праведным. Всякое усилие, всякое дело, всякая слеза, даже всякий вздох будут награждены.

Итак, что лучше: трудиться ли и не получить ничего? Или трудиться и получить царствие небесное? Кажется, выбор нетруден.

Но! Странное дело, человек, при всем уме своем, при всем просвещении и при всех опытах своих, очень часто ищет временного, и оставляете вечное; трудится для пустого, а пренебрегает истинным и существенным, заботится о получении земных вещей, а не думаете о небесных. Как часто случается, что мы для пустых удовольствий, употребляем всякие труды и усилия, не жалеем ни денег, ни здоровья; а для царствия небесного не хотим, так сказать, пальцем пошевелить. Для пустых прихотей своих сносим недостатки и даже оскорбления-, а для царствия небесного не хотим ничем пожертвовать! Для себя все нам легко, а для Бога и поклон положить, кажется, трудно.

И от чего такая странность? Оттого, что одного мы хотим, а другого не хотим; об одном мы беспрестанно думаем, а о другом никогда не вспоминаем, и это оттого, что мы очень любим свое тленное тело, а нисколько не любим и не жалеем своей бессмертной души. Например, от чего все святые сделались святыми? Оттого, что они захотели быть в царствии небесном; и потом, что они думали и заботились более о нем и о душе своей и сделались святыми и получили царствие небесное.

Что бы получить земные блага, например: богатство и честь, иному не достает ума, другому - случая, иному препятствуют разные обстоятельства и проч. Но получить царствие небесное может всякий и бедный, и богатый, и благородный, и простой, должностной и без должности, старый и молодой, человек великого ума, и человек слабого ума, мужчина и женщина. Словом сказать, все и каждый, кто только захочет и приложит старание свое, может получить царствие небесное.

3) Как можно получить царствие небесное? Многие думают и говорят, что живучи в мире, нельзя получить царствия небесного, а надобно удалиться от мира в пустыню или монастырь. Так! Правда, почти все великие святые были пустынники, как то: Авраам, Моисей, Иоанн Предтеча и многие другие. Так! Это правда. Но неправда, чтобы только живучи в монастырях можно получить царствие небесное, потому что и в монастыре можно жить по-мирски и наоборот, живучи в мире, можно жить по-монастырски. Есть много примеров, что мирские люди, как то: земледельцы, купцы, солдаты, даже министры и полководцы, при всех их мирских делах, получили царствие небесное; и правду сказать, сии люди гораздо знаменитее тех, которые, живучи в монастырях, сделались святыми, потому, что они в жизни сей были полезны для ближних; они, спасая себя, спасли и других, а пустынник спасает почти только себя самого. Итак, чтобы получить царствие небесное не нужно (без особенных причин) удаляться от мира, а надобно только возыметь усердное желание, и тогда, живучи везде, можно получить его.

4) Есть люди, которые думают, что можно получить царствие небесное одною милостынею или благотворением, и это очень справедливо, потому что сам Иисус Христос, во время второго своего пришествия, призовет в царствие небесное только тех, которые кормили голодных, которые поили жаждущих, одевали нагих, и которые посещали и утешали больных и заключенных в темницах, и которые принимали странных и бесприютных. Так, то истинно, что милостыня может привести нас в царствие небесное? Но какая милостыня? Милостыня истинная, от чистого и доброго сердца и милостыня бескорыстная. Но как часто случается, что многие творят милостыню, т. е. кормят голодных, посещают больных и проч. совсем не по любви, не от души и сердца, но просто так: или по обыкновению, или для того, чтобы похвалили за то люди, или именно потому, чтобы получить за то большую награду от Бога, и таковая милостыня не приведет в царствие небесное. Апостол Павел говорит, что хотя бы я все свое имение роздал нищим, но если я не имею истинной любви в сердце своем, то все это напрасно.

5) Есть также люди, которые говорят, что - исполняй закон Божий, и ты будешь в царствии небесном. Это правда. Потому что Сам Спаситель сказал, что в царствие небесное войдут те, которые исполняют волю Отца Небесного. Но кто из людей совершенно исполняете волю Божию? Кто не грешит и не преступает закон Божий? А кто, хотя одну заповедь не сохранит, тот преслушик всего закона и, следовательно, не будет в царствии небесном.

6) Наконец, некоторые думают, что можно получить царствие небесное постом и молитвою. Правда, что все святые, и Сам Иисус Христос постился сорок дней и сорок ночей. Правда, что молитвою можно все сделать, можно даже воскрешать мертвых. Но какою молитвою? Молитвою совершенною, такою молитвою, которую могут иметь только святые.

Из сего вы видите, чтобы получить царствие небесное, мало того, чтобы удалиться от мира, подавать милостыню, исполнять десять заповедей и поститься и молиться, всего этого недостаточно. Точно также чтобы сделаться живописцем, мало того, чтобы уметь составить краски и уметь рисовать, но надобно иметь особый дар. Точно так, чтобы получить царствие небесное надобно иметь дар Божий, т. е. надобно получить Духа Святого так, как получили его Апостолы и все Святые. — Итак, слышите и разумейте: чтобы получить царствие небесное надобно получить Духа Святого и сделаться Святым. А без этого никто, не только не может быть в царствии небесном, но даже не увидит его. Иисус Христос сказал: Аще кто не родится свыше, не может видети Царствия небеснаго. И это самое поясняет ученик его так: без святыни никтоже узрит Бога, т. е. кто не переродится снова вышнею силою, тот никогда не может видеть царствия небесного и тот, кто не сделался святым, тот не может быть с Богом в царствии небесном. Это истина вечна, непреложна, и неизменна. Это так непреложно, что скорее разрушится небо и земля, нежели хотя одна буква или одна черта переменится в сих словах. Пусть, кто как хочет, так и толкует сии слова Спасителя. Но никакие толкования, никакие умствования не изменят сии истины.

Быть святым! Возможно ли это человеку? Да, правда, многие говорят, что невозможно нам, слабым людям, быть святыми. Мы в грехах родились и не можем жить без того, чтобы не грешить. Так! Это правда, что мы слабы и грешны. Но ужели те люди, коих считаем святыми, ужели они были не слабы и не грешны? Ужели они совсем другие были люди? Ужели они родились святыми? Нет, они не родились, а сами сделались святыми, они так же были сначала и слабы и грешны, как и мы. Они также жили в мире, они также сначала любили мир и заботились о мирском счастии, как и мы; многие из них так же имели семейства и детей как и мы; многие из них занимались разными должностями как и мы. Но ничто это не помешало им сделаться святыми. Сколько во святых и ученых, и неученых; сколько стариков и молодых; сколько умных людей и сколько слабоумных; сколько мужчин и женщин! Словом сказать, всякого состояния, всякого звания, всякого чина и всякого возраста и пола были люди, которые сделались святыми; следовательно, всем и каждому человеку можно сделаться святым.

Да! Говорят многие, положим, что возможно человеку быть святым, но это трудно. Правда, братия моя! Точно трудно сделаться святым и не только трудно, но даже скажем откровенно, очень трудно. Но скажите, что нам достается без труда, что мы можем получить, так сказать, на боку лежа? Под лежачий камень и вода не течет, говорит простое присловие. Без труда и даром мы не можем получить и самой безделицы. А чем дороже вещь, тем надобно более трудов для того, чтобы получить ее; чем она выше и драгоценнее, тем более надобно усилия и старания, чтобы достать ее. Но что на свете может быть для нас дороже царствия небесного? Что может быть нужнее и необходимее для нас? Итак, кто знает и чувствует, что царствие небесное всего на свете дороже и нужнее для человека, тот, несмотря ни на что, будет искать его.

Трудно сделаться святым! Так, но что для человека трудно, и что не трудно? Для человека трудно и тяжко кажется, все то, чего он сам не захочет и к чему его принуждают, хотя бы это в самом деле было даже очень легко. А напротив того, все то кажется ему и легким и нетрудным, чего он сам усердно пожелает. Так, человеку кажется нетрудным и возможными переплывать моря, переходить земли и горы, бороться со всеми трудностями и опасностями, потому что он этого хочет; но ему кажется трудным и тяжким сделать несколько шагов до церкви и простоять хотя час на молитве, потому что он этого не хочет.

Итак, получить царствие небесное, кажется, невозможным и трудным тому только, кто не имеет еще усердного желания получить оное; но тому, кто усердно желает, кто день и ночь заботится о царствии небесном, тому очень нетрудно и нетяжко. И даже столь легко и сладостно сердцу его, что никакие обещания, никакие угрозы, никакие мучения не могут заставить его отказаться от искания царствия небесного.

Многие думают, что если мы будем думать и заботиться только о царствии небесном, тогда все наши мирские дела и должности остановятся и разрушатся. Ах! Как это несправедливо, как даже оскорбительно для Бога думать таким образом! Иисус Христос не велит бросить и совсем оставить все житейские должности и дела, не велит удаляться в пустыню, не возбраняет и искать земного счастья, но только так, что бы царствие небесное было первым нашим делом и желанием. Он говорит: ищите прежде всею царствия Божия, а, все прочее приложится вам, т. е. надобно, иметь главное попечение о царствии Божии, а потом заботиться и о мирских обязанностях; и когда мы получим и достигнем правды царствия небесного, то все прочее придет, так сказать, само собою; все прочее: и богатство, и честь, и слава, будете дано нам, как бы в придачу. И даже скажем: что кто хочет быть или богатым, или славным или, просвещенным, тот скорее и надежнее может быть таковым тогда, когда он найдет царствие небесное. Благочестие на все полезно, говорит святое писание. Истинное благочестие нигде, никогда и ни в каком звании не может быть неуместным или вредным, или совершенно противным. Итак, должностной ли ты человек в обществе, не уклоняйся от твоей должности, исполняй ее так, как требует долг и честь гражданина, и как можно усерднее, но в то же время не забывай и царствия Божия. Отец ли ты или мать семейства, не забывай своей должности, воспитывай детей твоих, заботься об них как можно усерднее, но в тоже время, не забывай и царствия небесного. Господин ли ты, имеешь ли ты у себя рабов, не думай, что ежели ты не дашь им свободы, то не можешь получить царствия небесного; но пекись об них, как отец и употребляй на услуги свои, но в то же время заботься и о том, чтобы тебе и им быть в царствии небесном. Раб ли кто или во услужении у кого, не ищи свободы своевольной, но служи своему господину, как самому Иисусу Христу, и в тоже время не забывай и царствия небесного. Словом сказать, искать царствия небесного не мешает никаким нашим обязанностям и должностям.

Итак, братия! Ежели мы хотим быть счастливыми и блаженными, то будем искать царствия небесного с усердием, постараемся получить Духа Святого и сделаться Святыми.

Из творений Иннокентия митрополита Московского, книга первая

 
Читайте также