Художник Роберт Фальк в Костроме

16 окт

0

редактор

Роберт Рафаилович Фальк - русский художник-авангардист с еврейскими корнями, прошедший трудный творческий путь через буреломные революционные годы, сломавшие судьбы многих живописцев. Одни из которых - эмигрировали, иные - приспособились к новому режиму, а третьи, среди которых был Фальк, не примирившись с советской властью, ушли в художественную оппозицию.

Роберт Фальк известен как изысканный портретист. Он писал портреты сына, всех близких и родных, любимых людей, в том числе четырех его жен. Но  портреты сына Валерия самые одухотворенные.

С Елизаветой Сергеевной Потехиной, матерью Валерика, Роберт Рафаилович Фальк познакомился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, где оба учились в одно время, дружили и в 1909 году, будучи еще студентами, решили пожениться. Родители Елизаветы Сергеевны не одобрили выбор дочери, поскольку «выйти девушке из дворянского рода замуж за еврея считалось мезальянсом». Родители Фалька также были против свадьбы. «Они предпочли бы, чтобы сын выбрал себе спутницу жизни в московской среде разночинной, но состоятельной интеллигенции, среди представителей которой было очень много еврейских состоятельных фамилий». Однако эти возражения не остановили влюбленных. Только невеста, желавшая освященного церковью брака, настояла, чтобы жених принял православную веру, и он выполнил ее пожелание за несколько недель до свадьбы.

При крещении он получил имя Роман, которое с этого времени присутствовало во всех официальных документах художника (а в жизни его называли Робертом, сын у него Валерий РОБЕРТОВИЧ, а дочь – Кирилла РОМАНОВНА. Бывает и так. Но мы не о том хотели рассказать).

Венчание Фалька и Потехиной состоялось в апреле 1909 года в Костроме, в церкви Всех Святых на Муравьевке. Там же, в Костроме прошел их медовый месяц, а лето они провели в имении Прокунино Костромской губернии, которое принадлежало дяде невесты Сергею Матвеевичу Зегеру. Десятилетие семейной жизни с Потехиной, с 1909 по 1919-й, освященное венчанием в Костроме, было для художника чрезвычайно плодотворным. Живописные портреты Елизаветы Сергеевны (их более пятнадцати), ставшей музой Фалька тех лет, составляют в череде фальковских работ отдельную мини-галерею. Мы узнали о посещении и пребывании Фалька в Костроме из рукописи Щетин-Кротовой, последней жены Фалька.

По материалам передачи ГТРК Кострома "Неизвестная родина"

 
Читайте также