О смысле творения

05 окт

0

редактор

Отвечает протоиерей Виталий Шастин

Вопрос этот, или это недоумение, вызваны окружающей нас действительностью. Отвечая на него, хотел бы обратить внимание на слова Иова многострадального, который по поводу этой же действительности, этих же страданий спрашивал у Бога: «Почему Ты сотворил мир, который наполнен страданиями?» А Бог, в свою очередь, спросил Иова: «А ты видел, какой мир Я творил? Ты присутствовал при сотворении мира? Ты видел, каким был мир до вашего человеческого грехопадения?»

Один из преподавателей Свято-Тихоновского университета в Москве однажды, рассказывая детям о сотворении мира, обратил внимание на то, какой этот мир был прекрасный и совершенный.

Дети средней школы слушали-слушали его, а потом и спрашивают: «А как же динозавры?». Образ динозавра представляет нам нечто страшное, опасное и в нашем сознании не вписывается в благодатную картину Рая.

Тогда преподаватель задает им вопрос: «А вы где видели динозавров?»

Дети ему: «В мультфильмах, в учебнике, в рассказах разных».

Тогда преподаватель попросил уточнить: «Это были динозавры, уже после грехопадения?»

«Да, после грехопадения», - ответили дети.

И преподаватель дал им задание за 10 минут нарисовать динозавров, которые были до грехопадения. Тогда дети начали рисовать добрых, улыбающихся динозавров.

На самом деле Рай – это то состояние мира, в котором не было хищнических отношений. И лев, и ягнёнок могли рядом играть, кувыркаться, и не было смерти, не было греха. Вот таким сотворил Бог мир: в нём не было никакого зла, наоборот, мир этот был исполнен всякого блага.

Бог сотворил не только прекрасный мир, но Он прекрасным сотворил и человека. Творение Божие является следствием Божественной благости. Бог есть Любовь. Любовь  сама в себе замкнуться не может. Она должна изливаться. И вот от избытка любви и благости Бог творит этот прекрасный совершенный мир. И в этом мире Он поселяет человека, наделяя его божественными свойствами.

Бог и самого человека творит богом, и поставляет его царём в этом мире. И весь сотворённый прекрасный мир отдается в руки человека, чтобы человек по образцу райскому хранил и возделывал этот мир.

Человек был поселён в Раю, ему была дана, как бы, модель мира. Бог рисует перед человеком творческую перспективу преображения всего окружающего космоса в Рай. Человек ставится центром всего космоса и царем и священником дарованного ему мира.

То, что мы видим сегодня, стало таким не потому, что Бог что-то сотворил несовершенно. Всё, что сегодня мы имеем отрицательного в нашей жизни, - это следствие деятельности человека, который оказался неверен своему призванию.

И Бог в данном случае ничего не может сделать, потому что человеку дана свобода как божественное качество: Божественное качество ничем не может быть ограничено.

Человек, обладая такой свободой, может сказать «Нет» в ответ на любовь родительскую, на любовь супружескую, на любовь Божественную. Он может сказать: «Господи, Ты этот мир создал и больше Ты в этом мире мне не нужен!» Вспомним притчу о блудном сыне (Лк.15:11-32). Образ блудного сына отражает и образ всего человечества, а не только отдельно взятого грешника, как мы это часто понимаем.

Это образ человечества, которое отказалось от Бога-Отца, не отказавшись от отцовского наследия. (Как часто получатель наследия оказывается способным лишь на то, чтобы его промотать (блудный сын,  революционеры всех стран и времен).

Что делает Господь в случаях, когда человек Ему противится? Он говорит: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Лк.13:35).

Представьте, что любящий подходит к любимому, а тот ему говорит: «Пошёл вон!» или «Пошла вон!» Что делает любящий? Он просто покидает нелюбящего, но в то же время любимого.

Любящий не может строить козни и мщения, он понимает, что его присутствие не приносит радости любимому или любимой, а приносит ему какие-то неприятности, создаёт какое-то напряжение.

Эти отношения между людьми иллюстрируют и отношения между человеком и Богом. В мире без Бога человек не видит ничего доброго, ничего светлого, ничего счастливого. Этим обычный человек отличается от людей святых. Люди святые среди всех подлостей и негодяйств, среди всех страданий и лишений увидели всё-таки Промысел и Любовь Божию. И если бы не Бог, всё было бы гораздо хуже.

Человек верующий может видеть Бога сквозь все тяжёлые реалии, как  может, например, сквозь тучи прозревать солнце. В духовном плане мы сомневаемся в том, что правильно поступил Бог, сотворив этот мир, потому что мы видим только зло и страдания. Мы уткнуты, образно выражаясь, только в землю. Глаза к небу поднимаем редко или не поднимаем их вообще. Но даже и тогда, когда поднимаем глаза в небо, то видим лишь красоту какую-то, но Бога не видим. Придя в церковь, часто человек Бога там тоже не видит.

Дай Бог, нам иметь прозрение! Дай Бог, нам сквозь мрак видеть солнце! Дай Бог, нам сквозь человеческую злобу не потерять, не утратить видение божественной благости!

Помоги нам, Господи, иметь тот свет, которым является Сам Христос, и жить той правдой, которой является Христос! И жить тем миром, который нам дает Христос!

И жить той Любовью, которой является Сам Бог. Помоги, Господи!

По материалам передачи ГТРК Кострома "Во исцеление души и тела" 03.03.2016

 
Читайте также