О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ

15 май

0

редактор

Истина будущего воскресения мертвых, как важный и необходимый предмет общеспасающей веры, преподана была с возможно полною ясностью и определенностью только в новозаветном откровении.

Но и в Ветхом Завете немало сделано было довольно ясных на нее указаний; почему мы и в Ветхозаветной Церкви встречаемся с замечательными примерами самой живой и непоколебимой веры в будущее воскресение мертвых.

Так одно уже указание ветхозаветного откровения на тот замечательный факт, что сперва праведный Енох, а впоследствии Илиябыли взяты на небо живыми (Быт.5:24; Евр.11:5; 4Цар.2:11), или в тех же, хотя и видоизменившихся телах, в которых на земле жили, должно было приводить лучших из иудеев если не к той мысли, что некогда произойдет воскресение всех мертвых, то по крайней мере к той, что таковое воскресение последует для людей праведных.

Что же, спрашивается, нового привнес Иисус Христос в учение о воскресении мертвых, бывшее более или менее известным и в Церкви Ветхозаветной? Ничего, можно сказать, существенно нового не было Им прибавлено к сему учению, а только главные и существенные черты его были изображены в более ясном свете и определенном виде. Но что особенно важно, Он этому же самому учении силою Своего божественная достоинства такой сообщил высокий характер достоверности, что оно поднялось выше всяких сомнений и недоумений, и стало для всех верующих в Него предметом всегдашней и несомненной веры.

Потому-то и апостолы, предвозвещая воскресение мертвых, как несомненную и непреложную истину (Евр.6:2), всегда соединяли с ним мысль о Самом Иисусе Христе воскресшем и Его воскресении такую видели внутреннюю и неразрывную связь между воскресением Христовым и воскресением мертвых, что почитали совершенно достаточным одной твердой веры в воскресение Христово для того, чтобы быть уверенным в воскресении мертвых, почему находили крайне неразумным и непоследовательным сомневаться в воскресении мертвых, при имении веры в Христово воскресение.

Чем же, по учению Апостола, условливается такая неразрывная связь между воскресением Христовым и воскресением мертвых, в силу которой, признавая первое, безусловно необходимо признать и последнее, равно как и отрицая последнее, необходимо бы было отвергнуть и первое?На это Апостол такой дает ответь в следующих своих словах: Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.  (1Кор.15:20-23). Иначе сказать, Христос, по человечеству восставший первым из умерших, не есть простой и обыкновенный, а тот единый и единственный человек, которому вследствие Его особеннейшего отношения к людям, положено было Богом распространить на них воскресение, подобно толу, как суждено было тоже единому и едиственному человеку распространить на людей, в силу подобных же к ним отношений, смерть. А потому, как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке.

В другом же месте ап. Павел показывает и то, какою именно Христос силою сообщит воскресение умершим, так уча о сем: Господь наш Иисус Христос уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, котороюОн действует и покоряет Себе всё.(Флп.3:21), т. е. преобразит наши уничиженные в прославленные тела силою не иною, а тою же, всегда ему по божеству присущею, всемощною божественною силою, которою совершено было Им, как все вообще превышающее силы человеческие, так и в частности Его собственное по человеческой плоти воскресение. Такой смысл содержат в себе и другие слова того же Апостола: Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.(1Кор.6:14), а также: Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.(Рим.8:11).

Разъясняя же и оправдывая таким образом истину воскресения мертвых, ап. Павел вместе с сим уясняет и определяет и некоторые частные черты и стороны этой истины, имея и в сем случае в виду то внутреннее соотношение, какое находится между воскресшим уже Христом и имеющими еще воскреснуть людьми, между образом Его Самого и их воскресения.

Так он, руководясь тою мыслью, что воскресший Христос в отношении к имеющим воскреснуть людям есть тоже, что Адам в отношении к людям, подвергнувшимся смерти, прямо и решительно, как мы сейчас видели, утверждает не только то, что мертвые воскреснут, но и что все они, т. е. праведные и грешные, воскреснут, так выразившись о сем: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его(1Кор.15:22, 23). Если же здесь прямо не говорится, что оживут как праведные, так и грешные; то это само собою необходимо предполагается, при сопоставлении всех тех, которые оживут, со всеми теми, как праведными, так и грешными, кои во Адаме умирают. Кроме того, это самое подтверждают последние в приведенном месте слова Апостола: оживут кийждо в своем чину, т. е. принадлежащем каждому, или заслуженном им порядке, что, понятно, вкратце обозначает собою то, что раздельнее выражено было в словах Спасителя: и изыдут сотворшии благая, в воскресение живота, а сотворшии злая, в воскрешение суда (Ин.5: 29).

Некоторым представляется, что сам же ап. Павел ограничивает объем как господства смерти, так и воскресения мертвых, когда, имея в виду оставшихся пред пришествием Христовым в живых, в послании же к коринфянам пишет: не все мы умрем, но все изменимсявдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.(1Кор.15:51, 52). Но он здесь, что нетрудно видеть, не делает ни того, ни другого, а имеет только в виду показать то, что и те, кои останутся пред пришествием Христовым в живых, наравне с умершими и воскресшими, подвергнутся, хотя, мгновенному, но по существу одинаковому с ними процессу отложения и изменения своей смертной телесной природы, чтобы стать одинаково с ними иными по телу т. е. нетленными. Его слова заключают в себе не иной, а следующей смысл: хотя все мы не умрем, так как в пришествие Христово останутся многие в живых, но все наравне с умершими изменимся, как бы, подобно им, умерши и воскресши, во мгновение ока при последней трубе; потому что когда вострубит и мертвые восстанут нетленными, тогда и мы станем, иными, т. е. нетленными. Такое понимание слов Апостола вполне подтверждается и следующими дальнейшими его словами: подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в бессмертие (1Кор.15:53), в которых под тленным сим и мертвенным сим без сомнения разумеется ни что иное, как все одинаково тленные и смертные тела и прежде умерших и оставшихся в живых пред пришествием Христовым.

Ап. Павел, далее, руководясь прежнею своею мыслью о таком внутреннем соотношении между воскресшим Христом и нами, что в силу этого Он преобразит уничиженное тело наше так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп.3:21), и что как мы носили образ перстного (Адама), будем носить и образ Его, как (Адама) небесного (1Кор.15:49), с возможною ясностью определяет и главнейшие качества будущих воскресших тел, а именно их сравнительную с настоящими телами тождественность и инаковость, по подобно воскресшего тела Христова, бывшего по существу своему сравнительно с Его прежним телом тождественным, но в тоже время по своим новым качествам совершенно от него отличным.

  • Тождественность по существу с настоящими будущих воскресших тел Апостол ясно изображает в следующих своих, направленных против неверующих в возможность воскресения умерших тел, словах: Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. (1Кор.15:36-38). По выраженной здесь Апостолом мысли, будущие воскресшие тела в таком будут находиться генетическом отношении к телам умершим и подвергшимся тлению, в каком находится сеемое и подвергающееся в земле своего рода разрушительной смерти пшеничное или иное зерно в отношении к произрастающему из него новому лучшему по виду пшеничному или другому подобному растению, а следовательно они по своей сущности будут одинаковы с умершими и погребенными телами, хотя по своему новому образу существования и будут представлять высшую и совершеннейшую ступень и форму телесного бытия и жизни. Это же самое и с такою же точностью выражает Апостол, когда говорит:Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.(1Кор.15:53), т. е. не иному надлежит быть тленному, и иному облещись в нетление, а надлежит тому же самому облещись в нетление, которое было тленно, равно как не иному надлежит быть смертным и иному облещись в бессмертие, а, напротив, надлежит облещись в бессмертие тому же самому, которое было смертно.

Будущие же качества новых воскресших тел сравнительно с настоящими ап. Павел так определяет: Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. (1Кор.15:42-44). То есть: тогда как настоящая по своей природе тленные тела со смертью и их погребением всецело предаются тлению, тела, напротив, воскресшие будут совершенно изъяты от того, что ныне подлежите тлению, став по самой природе своей нетленными и неразрушимыми. Тогда как затем настоящие тела, вследствие присущей им способности к тленно и во время их жизни во внешнем своем виде постепенно изменяются к худшему, а после разрушительной смерти теряют всякое благообразие и вид, тела воскресшие, наоборот, по тому самому, что воскреснуть нетленными, получат и более совершеннейший свой внешний вид, став способными ко всегдашнему и неизменному отображению в себе жизни духовной. Тогда как далее, по мысли Апостола, нынешние тела потому собственно являются тленными и добезвидности изменчивыми, что в них недостает внутренней силы для противодействия внешним вредным и разрушительным физическим влияням, каковое бессилие их обнаруживается как во время всей их жизни (напр., во время сильного жара или холода, пресыщения или голода, а также всякого рода недугов), так в особенности во время и после их смерти, тела воскресшие, напротив, настолько в себе самих будут сильны, что вовсе не будут нуждаться в настоящих физических условиях своего существования, напр., в пище (1Кор.6:13), а также вовсе будут безопасны со стороны разрушительных влияний стихий и сил природы, а потому, понятно, будут нетленны и неизменны. Тогда как наконец, нынешнее тело, по слову Апостола, есть душевное, или такое тело, которое по преимуществу порабощает себе душу, заставляя ее подчиняться низшим чувственными влечениям (Рим.7:23) и чрез это много стесняя и затемняя ее высшую чисто духовную, сторону, воскресшее, напротив, будет духовное или такое тело, которое вполне будет отвечать духовной природе души, всецело будет служить ей, а потому всецело будет отображать в себе, как в чистом зеркале, все ее духовное существо.

Определяя же таким образом общие физические свойства всех воскресших тел, ап. Павел совместно с сим указывает и на бесконечное различие, какое по своей духовно-нравственной качественности будут иметь воскресшие тела, как праведников и грешников:, так и взятия в отдельности те и другие тела. Первого рода различие тел праведников и грешников, у Апостола естественно предполагается делаемым им сравнением их с теми разнородными и разновидными растениями, которые возникают из разнородных семян, начиная с пшеницы до плевел (1Кор.15:37, 38. Снес. Мф.13:27-30), а также с различными между собою до противоположности телами небесными и земными, о которых апостол говорит:иная слава небесных, иная земных (1Кор.15:40). Второго же рода различие, т. е. степенное различие между самими же телами как праведных, так и грешных, у Апостола необходимо предполагается следующим изображением параллельно мыслимого им различия между отдельными земными и небесными телами: ина убо плоть человеком, иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.Так и при воскресении мертвых(1Кор.15:39, 41, 42).

Апостол же Иоанн, кроме того, своим изображением того, как от жилищ смерти восставали и представали на суд мертвые малые и великие (Откр.20:12, 13), дает некоторое основание для предположения о сохранении всеми воскресшими телами и своих различий по возрастам. А Сам Иисус Христос, при этом заметим, Своим (с которым мы уже встречались) учением о том, что «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают как ангелы Божии на небесах» (Мф.22:30), не исключал предположения и о существовании в воскресших телах половых разностей, исключая в них прямо только существование половых потребностей.

 
Читайте также