Историческая достоверность Священного Писания

16 ноя

0

редактор

Какими внешними свидетельствованиями можно подтвердить достоверность текста Священного Писания? Для любого исторического документа выработан научный инструментарий исследования древних текстов, в частности археологический. Археологические раскопки, т.е. найденные артефакты, либо подтверждают, либо уточняют, либо опровергают содержание текста.

При чтении новозаветных текстов бросается в глаза количество конкретных исторических дат, имен, географических названий. Ев. Лк.3:1-2. «В пятнадцатый год правления Тиверия кесаря…». «Когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее…» «Ирод был четверовластником в Галилее…». Родственники его: «Филипп, брат его, четверовластником в Итурее, Трихонитской области, а Лисаний четверовластником в Авилинее при перврсвященниках Анне и Каиафе…»

Зачем евангелисту упоминание такого количества дат, имен, географических названий? Ведь он описывает, в сущности, жизнь одного человека. Дело в том, что евангелисту важно, чтобы у нас создалось правильное впечатление. Он описывает конкретное историческое событие, которое происходило в определенных условиях, координатах времени и места.

«Писатель, подобным образом соотносящий свое повествование с широким контекстом мировой истории, призывает беду на свою голову, если он при этом не слишком щепетилен, поскольку критически настроенные читатели его получают столь обширные возможности уличить его в неточности. Лука берет на себя такой риск и с честью выдерживает испытание». Ф.Ф. Брюс.

Сколько раз евангелисту предъявлялось обвинение в том, что один из персонажей, римский наместник в Иудее Понтий Пилат, отсутствует в древнеримских документах. Как же так? Скандал! Римский чиновник должен же где-то быть зафиксирован. Он упоминается, но только в связи с этой конкретной историей, историей казни Христа. Может быть, он часть этой истории. Может и история, и сам Пилат вымышлены? «Вымышлены» - говорили скептика, пока при раскопках в городе Кесария на Средиземном море археолог Мелос Дерос не обнаружил замечательный блок, камень с надписью «Понтий Пилат, наместник в Иудее посвятил народу Кесарии храм в честь Тиберия». Тот самый Пилат, та самая Кесария, тот самый Тиберий. И вне какой-либо связи с казнью Христа.

Другой персонаж евангельского повествования – Каиафа, первосвященник иудейский. Вроде, видное лицо. Он-то куда девался? При строительстве дорожного сооружения в окрестностях Иерусалима была обнаружена известковая пещера. В стенах этой пещеры, в нишах, находились 12 небольших урн, керамических, глиняных и мраморных. 6 из них разбиты вдребезги, 6 целых. К сожалению, все пустые, т.е. искатели сокровищ там побывали раньше и все опустошили. Эти урны – оссуарии, или по-гречески костницы, предназначались для вторичного перезахоронения костей, останков жителей Иудеи и жителей Рима I столетия. На одном из этих оссуариев была надпись: «Иосиф Каиафа», тот самый первосвященник иудейский, который присутствовал на суде над Христом. Это его родовая усыпальница и другие его родственники там похоронены. Вполне конкретное историческое лицо.

И одна из самых недавних находок и, наверняка самая скандальная, - это оссуарий с надписью: Яков, сын Иосифов, брат Иисуса. Уже ближайших родственников находим. Яков умер в 62 году, известно, где он умер – в Иерусалиме. И его оссуарий, вполне реальный, был обнаружен.

Это сравнительно недавняя часть библейской истории – всего 2 тыс. лет. А как насчет Ветхого завета? Может, Новый Завет историчен. А Ветхий? Содержит в себе мифы, легенды, притчи, нравоучения, т.е. не представляет никакой исторической ценности?

Как, напр., быть с тем фактом, что Содом и Гоморра – два города, которые сыграли такую роль в истории Ветхого Завета, символике Нового завета, - отсутствуют на древних картах, и археология не дает результатов. Может быть, вымышлены эти города и их история? Это просто притча, нравоучение. Так думали многие скептики, пока при раскопках царства Эбла (это в северо-западном углу Сирийской пустыни)  археологи не обнаружили городскую библиотеку с 20 000 глиняных табличек. На них описываются живейшие торговые отношения, которые существовали между царством Эбла и городами Содом и Гоморра. Вполне конкретные события и города. Датируются эти таблички 2500 г.г. до н.э.,  т.е. время совпадает.

Скептиков это угомонило, но ненадолго. Теперь они говорят: «Это только упоминания, а где сами города? Такие были мощные города, судя по всему: и улицы, и дороги, городские системы и т.д. Где все это?» Как это произошло можно прочитать в гл. 18-19 Книги Бытия. «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма… И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию…» «Ниспроверг» - поэтому, вероятно, и найти нечего. «Ниспроверг» значит уничтожил.

Несколько лет назад на дне Мертвого моря были обнаружены остатки двух городов. И некоторые ученые поторопились назвать их Содомом и Гоморрой, поскольку это два города близлежащие. Но пока слишком рано делать такие выводы. Это гипотеза, хотя и хорошая. Но научная проводная археология очень медленное дорогостоящее дело. Ничего на свет Господень поднимать нельзя, все рассыпается тут же в прах. Поэтому все раскопки и исследования приходится производить на дне самого соленого, едкого водоема на свете. Хотя некоторые исследования уже проведены. В частности, проведен анализ наслоений на останках этих городов и публикация результатов этих анализов привела к тому, что некоторые ученые высказали предположение, что это Содом и Гоморра. В наслоениях обнаружен толстенный слой пепла (т.е. города эти серьезно горели) и, как было сказано, содержание вещества, нехарактерного для данной местности, а именно серы. Откуда сера на дне моря, причем в каплях, т.е. гранулах, застывших в пепле? Это пока гипотеза, но очень может быть, еще при нашей земной жизни узнаем, как именно ниспроверг Господь города сии и всю поверхность. Может быть, ниспроверг эти города, погрузив их на дно Мертвого моря. Это хорошая рабочая гипотеза.

Нам даже гипотез особенно не нужно – у нас фактов достаточно. Многие из них известны уже десятилетиями, докладывались на конференциях, опубликованы в солидных научных журналах. И несмотря на эти публикации, известность этих фактов, на исторических факультетах солидных университетов вдруг появляются мифы о том, что яко бы Евангелие неточно и исторически недостоверно, напр., изобразило крестную казнь. Речь идет о гвоздях.

Согласно этой гипотезе гвозди в древней Иудее Iстолетия были дороги, поэтому распинаемых на кресте не прибивали гвоздями, а привязывали веревками. А подешевели гвозди только полтора века спустя. В конце II века гвозди стали достаточно дешевы и римляне стали ими пользоваться. Может быть, если евангелисты описывают практику конца II века, то они и жили через полтора века? И грош им цена, как свидетелям и участникам и свидетелям описываемых событий? И это, повторяю, несмотря на то, что  еще в 1968 году были найдены кости –лодыжки и ступни - распятого на кресте. Кость, пронзенная гвоздем, с обратно стороны загнутое острие. Археологи предполагают, что гвоздь пробил ноги несчастного и попал в сучок в столбе и загнулся. Поэтому выдернуть его не смогли. (Гвозди были дороги и поэтому использовались несколько раз). Поэтому кости были положены в оссуарий вместе с гвоздем и 2 тыс. лет спустя обнаруженные нашими современными археологами. Датируется эта находка 42 г. по Р. Х. Сделана она в окрестностях Иерусалима. Совпадает и место, и время.

Кстати, насчет места. Обратите внимание, с какой настойчивостью евангелисты описывают место, где происходила крестная казнь, а потом захоронение: за пределами города. Почему же тогда вот уже 15 столетий как христиане всего мира приезжают на поклонение в Храм Гроба Господня, находящийся в пределах города? Ясность внес архимандрит Антонин, наместник Русской миссии на территории Иерусалима. Археолог, он произвел раскопки на территории миссии и обнаружил, во-первых, великое множество костей, т.е. это место было кладбищем. А кладбище в те времена по гигиеническим соображениям на территории города нельзя было устраивать. И, самое главное, остатки древней стены, которая проходила во времена земной жизни Христа гораздо ближе, чем существующая. В те времена город был меньше, и место казни находилось за пределами города.

Эти факты, свидетельства, находки ученых-историков, археологов, честных ученых, которые не творят историю, а описываю ее. Таким был Уильям Рэмси, один из основателей археологии как науки, поначалу не веривший в достоверность Писания, но на основании фактов, свидетельств, которые он сам добыл в земле Палестины, пришел к убеждению, что история в изложении Луки является непревзойденной по ее достоверности.

Милод Беру, наш современник, археолог, каждый год производит раскопки в земле Палестины и набирает группы волонтеров. Он настаивает на том, что вы вкопаете столько доказательств и свидетельств, сколько вам лично будет достаточно. Эти свидетельства продолжают приводить скептиков к вере, к доверию этому тексту. Так произошло с Полом Майером. Он пишет: «Чего-чего, а лопаты Библия может не опасаться». Все, что можно выкопать из-под земли, все, что выкопано до сих пор, подтверждало и подтверждает ее достоверность.

И при этом не только историки, которые занимаются библейским текстом как богословским документом, доверяют этому тексту. Шервин Уайт, один из ведущих специалистов в мире по римскому праву изучает его на основании Книги Деяний.

Еврейский, израильский археолог Нельсон Глюик пишет: «Ни одно археологическое открытие еще никогда не вступало в противоречие с фактами, упомянутыми в Библии». Ему принадлежит крылатая фраза, что у Библии замечательная память. Она помнит очень многое и очень точно. «Повествования Евангелистов подтверждаются дополняются античными и иудейскими авторами, а также открытиями современных археологов» - писал о. Александр Мень.

Но почему же так трудно современному человеку поверить в содержание этой Книги? Допустим, по точности, по достоверности, по древности эта книга не имеет себе равных. Однако откуда мы знаем, что события, описываемые в ней, происходили именно так, как они описаны?

Чтобы это выяснить, давайте проведем нехитрый следственный эксперимент. Я расскажу о некоторых событиях, а вы скажете, насколько эти события исторически достоверны, подлинны. Рассказ будет о Ю.А. Гагарине. Ю.А. Гагарин родился и вырос в простой рабочей семье на окраине Токио и стал первым японским космонавтом, вступившим на поверхность Луны. Улыбаетесь, смеетесь. А почему? Откуда вы знаете? Дело когда было? 50 с лишним лет тому назад. Все мы, несмотря на некоторый разброс в возрасте, относимся к поколению живых свидетелей. Либо это происходило на нашей памяти, либо на памяти тех, кого мы хорошо знаем и кому доверяем. Поэтому, как только я отступаю в своем повествовании хоть на сколько-нибудь, от известного хода событий, вы меня легко на этом ловите. Конечно, можно не помнить каких-то мелочей, деталей, но события глобальной, исторической значимости мы помним все-таки достаточно хорошо.

Теперь давайте сравним эту историю с другим свидетельством, которое произнес ап. Петр в городе Иерусалиме, в том же самом месте. и не 50 лет спустя, а спустя 50 дней после известных событий. Их участники еще живы. Он обращается к ним со словами: «Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили»… (Деян.2:22). Никто не спорит, не говорит, что было не так. 3 тысячи человек на основании этого свидетельства приходят к вере в Бога, исповедуют Христа своим спасителем. Посмотрите, какие неприятные вещи он им говорит. Если бы они могли оспорить, они бы точно оспорили. Но никто не возражает. Почему? Он обращается к хорошо известным фактам. Это сила факта, свидетельства. Если этот факт был истинным 2 тыс. лет тому назад, он остается истинным сегодня. И дошел он до нас в документе, который не имеет себе равных по своей исторической достоверности.

Иное свидетельство, отчасти, оставил нам Вольтер. XVIIIстолетие, эпоха просвещения. Вольтер, сильно невзлюбивший Библию, полагал, что с развитием наук, естественнонаучных открытий, Библия, как сборник мифов, легенд, метафор будет скоро развенчана и меньше, чем через 100 лет Библию можно будет найти лишь в антикварной лавке. И оказался прав в смысле развития науки. Наука действительно продолжает развиваться и радует нас своими находками. Однако эти научные открытия не отвергают, не опровергают содержание Писания, а подтверждают его. По иронии судьбы уже через 50 лет после смерти Вольтера Женевское Библейское Общество использовало его дом и его печатный станок для печатания Библии.

«Благодаря современным открытиям в области истории, филологии, археологии, палеографии и других вспомогательных наук в области исагогики (др. греч. «введение» в Библию) мы приведены к возможности еще ближе, полнее и подробнее видеть действие Бога, открывающего Себя человечеству и устрояющего его спасение». Протопресвитер Алексей Князев.

Наше четвертое открытие в этом и будет заключаться, что внешние, независимые свидетельства – археологические находки, подтверждают истерическую подлинность Нового Завета. Мы сегодня не только читаем тот же самый текст, слово в слово, буква в букву. Этот текст исторически достоверен, подтверждается всем, что до сих пор было исторической наукой и внешними, независимыми свидетельствами.

Почему же так трудно людям поверить в содержание этого текста, несмотря на все эти свидетельства? В содержании, как раз и дело. События-то в нем описаны удивительно, парадоксально, необыкновенно, уникально. Бог, Творец вселенной, бесконечный Бог, стал человеком, вступил в человеческую историю и жил посреди людей.

 
Читайте также