Образ и подобие

24 сен

0

редактор

Образ – это то, что присуще всем людям. Им наделён любой человек: верующий, неверующий, христианин, мусульманин, буддист - всем даны одни и те же способности, таланты. Мы происходим все, как у нас говорится, из чресл Адама. К образу Божьему в человеке относится то, что в человеке есть, а у животного нет.

Даже в совершенно светской аудитории молодые люди без всякого богословского образования на вопрос: «Что такое образ Божий в человеке? Что у человека есть, а у животного – нет?», в подавляющем большинстве дают правильный ответ. Это наша разумность, это наша свобода и, в том числе, свобода выбора, это наши творческие способности, которые даны только человеку. Человека в этом плане даже более близок по образу к Богу, чем даже Ангелы. Ангелы превосходят нас по подобию, а мы их превосходим по образу.

Бог есть Творец. И только человек имеет творческие способности, и он может хаос превратить в красоту, в искусство. У нас есть невидимые мысли, которые мы можем сделать видимыми. Кто-то может музыку или какое-то здание перенести на бумагу, на чертежи, на ноты, воспроизвести, построить это всё.

Образ Божий – это то, что нас роднит с Богом.

Образ Божий определяется в нашей словесности, в нашей способности к духовной жизни и к общению с духовным миром, т.е. религиозность, против которой сейчас так активно борются. Говорят, что всё должно носить культурологический светский характер, не должно быть религиозного подхода и там, и там, и там… В борьбе с религиозностью в человеке идет борьба с самим человеком. Нерелигиозными являются животные.

Человек существо словесное. Он ещё только зачат, ещё не рожден, он может  родится глухонемым. Но он уже зачат и рождается словесным существом, и мыслит словесно.

Образ Божий – это то, что не выводится из нашей анатомии и биологии. Это то, что в нас надприродно.

Василий Великий говорит, что человек - это животное. У нас много общего может быть и с обезьянами, и с поросятами, и там с кем угодно. А человеку Бог дал задание стать Богом. И для того, чтобы его выполнить, Бог вкладывает в нас те качества, с которыми мы можем становиться богами (по благодати). Подобное познается подобным.

«Все доброе, что только можете делать, делайте: никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни пред кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосердны. Если так будете поступать, то не далеко будете от Царствия Небеснаго». Преп. Иоанн Лествичник.

У нас есть специальное учение о вторичных благах. Вторичные блага – это то, что человек в лице Адама имел до грехопадения. Это то, что мы потеряли и то, что теперь является нашей задачей в плане восстановления. Адам имел непосредственное богообщение, мы его утратили.

Святые восстанавливают его. Почему, например, к преподобному Сергию, к Оптинским старцам шли ученые люди? Потому, что они знали Истину, непосредственно от Бога. Это и есть восстановление тех качеств, которые были присущи до грехопадения Адаму.

Мы были бессмертны, нетленны, не было болезней. И наша задача вернуть себе это: бессмертие  богообщение, гармоничность, иерархичность нашего внутреннего устроения. Мы были созданы иерархично: дух, душа, тело - умная, чувственная и плотская часть человека. Изначально господствовала разумная часть.

После грехопадения это господство тела утрачивается. И наши плотские и чувственные страсти начинают противоречить разумной, духовной нашей стороне. Поэтому, у нас всё время внутренняя раздвоенность. Желания не совпадают с волей, воля в непослушании ума.

Поэтому Церковь нам дана как врачебница, как школа, учительница, путеводительница, для того чтобы нам обрести то что мы некогда утратили.

Есть такое мнение, что мы должны сейчас приобрести больше, чем то, что имел Адам. У Адама было всё хорошо, грехов не было. Таланты были такие, о которых мы сегодня и мечтать не можем. Искушений никаких не было. Он находился в Раю. И вот единственное искушение – и он тут же падает. Потому что он ещё не знал, есть ли иной вариант жизни без Бога.

Св. Отцы говорят, что Адам был создан в естественном состоянии. После грехопадения мы стали ниже естественного состояния. У нас сейчас неестественное состояние, т.е. мы даже свое естество часто сохранить не можем – разрушаем.

А спасённый человек должен быть выше естественного состояния. Он приобретает такое качество, при котором второй раз от Бога не отпадёт. Тогда его можно впускать в Рай.

Если в нём сохраняется гордыня, тщеславие, зависть или ещё что-то, значит, в нём сохраняется возможность вторичного падения. Для нас важно обретение Бога-Христа. В нас должно быть христоцентричное мышление. Нам всё дано и к самопознанию, и ко спасению.

Радио России Кострома «Во исцеление души и тела» Выпуск 25.02.2016

 
Читайте также