К вопросу о тайной программе шестой симфонии П. И. Чайковского

25 авг

0

редактор

"Во время путешествия у меня явилась мысль другой симфонии, на этот раз программной, но с такой программой, которая останется для всех загадкой, - пусть догадываются". П. И. Чайковский.

 

Последняя, шестая симфония П.И. Чайковского, действительно получилась необыкновенной и загадочной. Известно, что после премьеры автор сказал: "С этой симфонией происходит что-то странное! Она не то чтобы не понравилась, но произвела некоторое недоумение. Что касается меня самого, то я ею горжусь более, чем каким-либо другим моим сочинением". Но в чем же заключается ее загадка? Почему именно она оказалась особенно дорога автору? "В симфонию эту я вложил без преувеличения, всю мою душу" - сказал Петр Ильич.

Музыковеды называют шестую симфонию самой волнующей по замыслу и самой глубокой по содержанию; наивысшая по симфоническому мастерству; в ней      заключена могучая жизненная сила. И. Рыжкин замечает, что симфония "утверждает великую ценность тех жизненных сил, что сильнее смерти, - созидательных, творческих сил, никогда не исчезающих в человечестве и всегда побуждающих… к героическому движению от мрака к свету".

Если обратиться к названию произведения "Патетическая", то оно происходит от греческого слова "pathetikos" и означает приводящая в волнение, восторг, сильно воздействующая на чувства. Кроме того, в качестве синонима словари приводят  прилагательное "страстный" и как существительное "страсть". Однако, в толковом словаре В. Даля, кстати сказать современнике Чайковского, "страсть" рассматривается как страдание, душевная скорбь; особ. в знач. подвига, сознательно принятые на себя тяготы, мученичества. Таким образом, можно сказать, что в симфонии заложена идея сознательного подвига мученичества. Именно эта мысль и легла в основу нашей версии о тайной программе последней симфонии П.И. Чайковского.

В своем письме к Великому Князю К.К. Романову от 29 октября 1889 г., Петр Ильич признается, что «… ужасно хочется написать какую-нибудь грандиозную симфонию, которая была бы как бы завершением всей моей сочинительской карьеры, - и посвятить ее Государю. Неопределенный план такой симфонии давно носится у меня в голове…» Но какой же план (программу) симфонии П.И Чайковский мог считать грандиозным? Удивительно, но за две недели до выше цитированного письма, а именно 15 октября 1889г. также в письме к Великому Князю К.К. Романову, Петр Ильич сам отвечает на этот вопрос, предлагая Князю, как поэту сюжет крупного произведения. "Ваше Высочество говорите, что не надеетесь написать что-нибудь крупное. Я же ввиду Вашей молодости, совершенно уверен, что Вы их напишите несколько. Так как вы имеете счастье обладать живым теплым религиозным чувством (это отразилось во многих стихотворениях Ваших), то не выбрать ли вам евангельскую тему для Вашего ближайшего крупного произведения? А что если бы, например, всю жизнь Иисуса Христа рассказать стихами? Нельзя себе представить более колоссального, но вместе с тем, более благодарного сюжета для эпопеи! Если же Вас пугает грандиозность задачи, то можно удовольствоваться одним из эпизодов жизни Иисуса Христа, например, хотя бы Страстями Господними. Мне кажется, что если с евангельской простотой и почти буквально придерживаться текста, например евангелиста Матфея, изложить эту трогательнейшую из всех историй стихами, - то впечатление будет подавляющее!

…Я должен признаться, что сам пытался некоторые коротенькие евангельские тексты переложить в стихи. Однажды мне страшно захотелось переложить на музыку слова Иисуса Христа "Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные и т.д." но я тщетно пытался в течение нескольких дней сряду найти 8 стихов, способных передать сколько-нибудь достойным образом чудные слова эти. А что, если я осмелюсь попросить Вас когда-нибудь  попытаться это сделать? Еще раз прошу извинения Вашего Высочества, за то, что позволяю себе вмешиваться в Вашу писательскую деятельность!" …»

Из данного письма, очевидно, следует, тот факт, что для П.И. Чайковского грандиозный план должен быть основан на евангельской теме. Более того, Петр Ильич признается, что у него есть такое желание. И главное, строки письма с предложением Великому Князю сотрудничества по написанию произведения на евангельскую тему, свидетельствую, что этого желания П.И. Чайковский не оставляет. Таким образом, Жизнь Иисуса Христа, увенчанная Страданиями (Страсти Господни) и крестная смерть, как искупительная жертва за всех людей – это, по нашему мнению и является началом идеи тайной программы 6 симфонии. За основу же и взят текст Евангелия от Матфея (что будет доказано ниже), который Петр Ильич советует Великому Князю К.К. Романову взять за ядро для творчества.

Удивительно, что композитор писал симфонию в крайне важный период времени для христианина. Шестая симфония вылилась на бумагу с необычайной быстротой. С 4 по 11 февраля Чайковский написал всю первую часть и половину второй. Начиная с 11 февраля, в течение более чем месяца, композитор несколько раз прерывал работу, надолго уезжая из Клина, где жил в последние годы. В Москве 14 февраля дирижировал концертом из своих произведений. С 17 по 24 февраля, вернувшись в Клин, работал над третьей частью, а 25 февраля снова был в Москве — слушал сюиту одного из подающих надежды молодых композиторов. 19 марта возобновил работу и 24 марта завершил финал и вторую часть. Этим днем на рукописи помечена запись: «Кончил черновые эскизы вполне» ".

Чем же так необычны эти даты? Взяв Пасхалию или календарь дореволюционного издания, мы обнаружим, что на период 4 по 11 февраля, когда началась работа над симфонией, в 1893 году выпали масленица, Прощенное воскресение 7 февраля, а далее Великий пост. Таким образом работа над первой частью симфонии завершилась в первые дни Великого поста, когда во всех храмах читался Покаянный канон св. Андрея Критского. Закончил же Петр Ильич 6 симфонию с 19 по 24 марта, т.е. в день Воскрешения Лазаря Четверодневного (или же Лазаревская суббота), далее Праздник Входа Господня в Иерусалим (или же Вербное Воскресение), а затем наступает Последняя неделя Великого поста, именуемая страстная. Именно в Великую (Страстную) Среду, в канун воспоминания Тайной Вечери, т.е. дня создания христианской церкви, Петр Ильич завершает написание симфонии.

Статья опубликована  в журнале Ипатьевский вестник 2017 № 5 С. 183-196

Читать полностью:

Жигалов М.И. Статья с нотами.

Скачать файл

(doc, 497 Kb)

Читайте также