К. Г. ТОРОП - ХРАНИТЕЛЬНИЦА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

01 мар

0

редактор

На Аллее признания в центре Костромы первой среди исторических личностей названа наша современница архитектор - реставратор Калерия Густавовна Тороп (1917-1997). Рядом с ней на той же Аллее архитекторы П. И. Фурсов, С. А. Воротилов. Оба создатели архитектурного ансамбля центра Костромы, который и по сей день определяет лицо города.

К. Г. Тороп тоже около 10 лет занимала должность главного архитектора города. Проектировала и строила по мере возможности, но главным делом ее в эти годы было сохранение исторического наследия. Она понимала значимость для города сохранения архитектурного ансамбля центра, Ипатьевского и Богоявленского монастырей.

Чего стоило отстоять от сноса Большие Мучные ряды, не дать построить некоего многоэтажного монстра в центре «сковородки», когда приказ Обкома партии об этом уже был выпущен. Для этого в жестокие 1950-е годы требовалось не только знание, любовь к архитектурному наследию, но и дар убеждения, самоотверженность бойца. Система перемалывала всех, героев и мужественных людей, ученых и талантливых. И в этих условиях всякое сопротивление власти было подвигом. И все-таки, правило, которому она следовала всю жизнь: не перекладывать решения на других, заставляло ее защищать памятники архитектуры. Она вступалась за то прошлое, которым можно гордиться, которое необходимо хранить для потомков.

И все-таки административные должности главного архитектора города, слишком много времени отнимали на чисто организационные вопросы: заседания, совещания, планерки. В 1957 году она принимает решение от слов в защиту памятников заняться их восстановлением, спасением от разрушения. «Ну, что ж, начнем спасать и сохранять памятники архитектуры, культуры и искусства...». С этими словами она и заняла должность главного архитектора Реставрационной мастерской, которая не без ее участия, появилась еще в 1950 году.

Два основных объекта на многие годы станут главными в деятельности реставрационной мастерской: Ипатьевский монастырь и Торговые ряды.

Сейчас только историки и краеведы знают, что все мало- мальски пригодные к жилью помещения Ипатьевского монастыря были заселены семьями костромских текстильщиков. Около 300 семей, настоящий городок. Вдоль крепостных стен тянулись поленницы дров, из звонницы торчали железные трубы, клубился дым. Отопление всех помещений было печное, остальные удобства были во дворе. Чтобы начать восстановление всех построек, надо было сначала получить постановление Совета министров РСФСР о создании на базе этого ансамбля историко-архитектурного музея-заповедника, получить финансирование реставрационных работ. Это и сегодня добиться было бы нелегко, а в начале 1950-х, когда страна все средства и резервы направляла на восстановление разрушенного войной хозяйства!..

Куда было девать жителей? Эту проблему начали решать вместе с городом и текстильными предприятиями. В начале поселка Первомайский реставрационная мастерская начала строить двухэтажные дома с отдельными квартирами и переселять в них семьи текстильщиков. Процесс восстановительных работ в Ипатьевском монастыре был организован так, что освободившиеся площади сразу же реставрировали и передавали музею. Последние жильцы выехали из здания богадельни в 1968 году, когда уже монтировали экспозиции отдела природы во втором этаже.

Объем выполненных производственных работ по монастырю был огромен. Для того чтобы реставрировать стены крепости и зданий ХVІ-ХVІІ веков требовался особый кирпич, большемерный, который не выпускали кирпичные заводы. Мастерская наладила производство своего кирпича, за стенами монастыря на берегу пруда устроив небольшой заводик.

Авторитет К. Г. Тороп в городе был очень высок, и это помогало в решении многих вопросов.

Много лет КСНРПМ не уходила с Торговых рядов и в итоге уникальный ансамбль не только спасен от дальнейшего разрушения, исполняет свою функцию и украшает город. Восстановление церкви Спаса в рядах, обезглавленной и лишенной верха колокольни было одной из сложнейших задач не только в проектировании, но, прежде всего, в самом факте восстановления глав с крестами и колокольни. В атеистической идеологии это рассматривалось как протаскивание религии. Надо отдать должное главе городского Совета В. Ф. Широкову, который поддержал инициативу мастерской и прикрыл от нападок борцов с религией. Поставить крест на колокольне удалось не сразу, он несколько лет простоял на производственной базе мастерской.

Кадры решают все. Это залог успеха такого сложного организма как реставрационные мастерские. На протяжении многих лет К. Г. Тороп формировала, пестовала коллектив КСНРПМ. Она с первых шагов работы в мастерской поставила задачу на проведение комплексных работ на памятнике. С первых лет ее работы в КСНРПМ началось обследование памятников архитектуры в области.

 В ближние села архитекторы выезжали на своих велосипедах: фотографировали, обмеряли, описывали сохранность. Совместно с музеем ездили в экспедиции. На основе этих обследований родилась идея создания Музея деревянного зодчества на стрелке у Ипатьевского монастыря.

Первые экспонаты были размещены в слободе, рядом с церковью Иоанна Богослова. Уникальная церковь Собора Богородицы, изба из Вохомского района, ветряные мельницы-толчеи и овины. Основной объем деревянных строений разместили по берегу речки Игуменки.

Реставрация подтверждала свой статус соединения науки и практики, неслучайно в названии мастерской эти понятия стоят рядом, но наука все-таки впереди. Ибо нельзя к наследию подходить вслепую, с готовностью произвести любой евроремонт. Что сегодня часто называют реставрацией.

Качество всех типов комплексной реставрации в КСНРПМ было по заслугам оценено Научно-методическим советом Министерства культуры РСФСР. В 1967 году в Костроме было проведено Всесоюзное совещание реставраторов. Это было не просто совещание, скорее спецсеминар для специалистов со всех концов СССР.

КСНРПМ вела работы не только в Костроме. Одним из первых памятников восстановленных в области стала церковь Богоявления в с. Красном на Волге. Уникальный шатровый храм, выстроенный в 1592 году на средства и при участии бояр Годуновых. Торговые ряды в г. Галиче были, буквально, спасены от сноса и даже достроены. Значительным объектом был Макарьево-Унженский монастырь (автор проекта А. П. Чернов). Прорабский участок в г. Нерехта вырос в самостоятельную мастерскую и выполнил реставрационные работы по всем храмам города. В Авраамиевом и Паисьевом монастырях проводились консервационные работы, предотвратившие разрушения этих комплексов. Были выполнены работы по реставрации стенописи еще в более чем 20 храмах области. А сколько обмерных чертежей выполнили архитекторы на разных памятниках, в надежде, что если даже не дойдет очередь до их реставрации, то память о них будет сохранена.

В 1974 году она ушла с поста главного архитектора КСНРПМ, но осталась в мастерской. Свой опыт и знания она передавала молодым. К сожалению, невозможно передать талант организатора, одержимость исследователя,

До последних дней жизни К. Г. Тороп интересовалась всеми делами реставрационной мастерской. Художники-реставраторы сумели свозить ее в Нерехту и отчитались за выполненные работы по реставрации стенного письма в Никольском, Владимирском храмах. Недавно КСНРПМ (теперь «Костромареставрация») отметила свое 60-летие и 36 лет из них Калерия Густавовна была сердцем, матерью костромской реставрации. За последние два десятилетия было много потерь, и среди них развал стройной системы реставрации привел к невосполнимым утратам, скорбный список которых и сейчас продолжается.

 

 

С. С. Каткова

 
Читайте также