Преподобный Иаков Галичский

14 июл

0

редактор

Основатель Галичского Староторжского Николаевского женского монастыря.После поражения последнего галичского князя Дмитрия Шемяки в Феодальной войне с московским великим князем Василием Тёмным в январе 1450 года и присоединением всей территории удельного Галичского княжества к великому Московскому княжеству, крепость, построенная князем Юрием Дмитриевичем Звенигородским и Галичским на высоком холме Балчуге была запущена, а в центре современного Галича возведена новая крепость – городовой земляной вал.

В новопостроенной крепости возводились новые храмы, воеводская изба и усадьба, жилые дома бояр, дворян, детей боярских… Рядом с новой крепостью возникли посад  и новая торговая площадь. А старый торг у крепости на Балчуге был заброшен. На этом месте и был устроен монастырь, впоследствии названный местным населением Староторжским. Время основания Староторжского монастыря в Галиче с большой долей вероятности можно отнести ко второй половине ХV столетия. Предположение это находит своё подтверждение в местном предании, считающем основателем монастыря преподобного Иакова, ученика, сродника и современника преподобного Паисия Галичского, умершего в конце ХV века.

Биографические сведения о преподобном Иакове очень скудны. Из жития преподобного Паисия, игумена Галичского Успенского мужского монастыря, известно, что преподобный Иаков был священником в Успенском монастыре во время настоятельства преподобного Паисия. Однажды во время пожара, вспыхнувшего в монастыре, инок Иаков выбил бревном запертые церковные двери, вошёл в пылающую в огне церковь, взял чудотворный образ Божией Матери, именуемый «Овиновским», и вынес его оттуда сквозь пламень. От нестерпимого жара серебряный с позолотой оклад на иконе полностью расплавился, сама же икона, написанная на деревянной доске, а также руки и волосы Иакова, остались целыми и не тронутыми пламенем.

Из рукописной службы преподобного Иакова открывается, что преподобный после этого пожара не остался в монастыре преподобного Паисия, а удалился в убогий галичский дом, где основал обитель иноков. В ней он впоследствии скончался и был погребён на кладбище странных. После своего преставления Иаков Галичский прославился чудесами, бывшими при его гробе, особенно исцелениями от «лютых трясавиц».

В рукописи ХVII века, принадлежащей Императорскому Обществу Истории и древностей Российских, упоминается и этот угодник Божий. В ней сказано о нём так: «Преподобный Иаков Галичский, новый чудотворец, на посаде, на Староторжье, под церковью Бориса и Глеба, под алтарем, подобием аки Зосима Соловецкий, положен на правой стороне. На гробе его образ, а в церкви другой, схима на плечах».

Когда началось чествование преподобного Иакова, и в каком виде оно выражалось: молебнами ли, или панихидами – об этом сведений не имеется. Но уже в ХVII веке, как видно из упоминаемой выше рукописи, принадлежащей Императорскому Обществу Истории и древностей Российских, преподобный Иаков считался святым. Существуют два его образа: один в церкви Бориса и Глеба, а другой – на его гробе. В ХVIII веке была уже его служба.

В 1766 году Костромской Преосвященный Дамаскин, донеся в Священный Синод, что при Галичском женском монастыре, в 10 саженях от монастыря, существует ветхая деревянная церковь Бориса и Глеба, в которой под алтарем от давних лет устроена гробница с написанным на ней образом преподобного Иакова, и что по наведённым справкам церковь эта оказалась не известно кем построенной и кем освящённой, вместе с тем представил своё мнение, что церковь ту следует сломать и сровнять с землей, а образ неизвестного преподобного Иакова унести и хранить в приличном месте. Священный Синод с мнением Преосвященного Дамаскина согласился, и в 1770 году церковь была разобрана.

Но память о преподобном Иакове, как у сестёр монастыря, так и у окрестного населения не умерла, и чествование его продолжалось. В 1857 году обратились к Преосвященному Платону многие галичские граждане с прошением, в котором, сообщив о том, что 30 лет тому назад пелись молебны преподобному Иакову и память его 30 мая торжественно праздновалась, и что теперь по неизвестным причинам этого не происходит, просили Преосвященного разрешить чествовать преподобного так же, как чествовали ранее. Преосвященный Платон на этом прошении наложил такую резолюцию: «Не вижу в настоящее время возможности заняться исследованиями по сему прошению. Препроводить сие прошение к Игумении Галичского монастыря для хранения при архиве. Может быть, некогда Сам Господь укажет время сему делу».

С тех пор и до настоящего времени (т.е. до 1913 года – времени написания этой книги последним священником Николаевского Староторжского женского монастыря в городе Галиче о. Виктором ОРЛОВЫМ) у гробницы преподобного Иакова отправляются панихиды. В архиве хранятся письма лиц, получивших по молитвам к преподобному исцеления.

Во времена безбожного лихолетия в ХХ веке каменная церковь Бориса и Глеба была разрушена до основания и на её месте был впоследствии построен рубленный двухэтажный дом. Сейчас на этом самом месте устроена спортивная площадка Галичского педагогического колледжа. Где в настоящее время находятся мощи преподобного Иакова Галичского, свято почитаемые православными галичанами до 20-х годов двадцатого столетия,– пока никто не знает.

 Из архива ДПЦ "Кострома".

 

 

 

 
Читайте также